Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 июля 2004 г. N Ф04/3844-1596/А27-2004
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Кемит" (далее - ООО "Кемит") налоговых санкций в размере 173 017 руб.
Решением от 02.12.2003 (судья В.В.В.) заявленные требования налоговой инспекции удовлетворены в части взыскания с ООО "Кемит" налоговых санкций в размере 172 789 руб., а во взыскании штрафа за неуплату платежей за нормативные и сверхнормативный выбросы отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что платежи за нормативные и сверхнормативный выбросы не являются по своей правовой природе налогом.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2004 (судьи: С., В.Л.В., Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа во взыскании штрафных санкций за неуплату платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ.
Налоговая инспекция полагает, что с 2001 года налоговые санкции применяются ко всей сумме неуплаченных платежей.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией было вынесено решение от 27.06.2003 N 387, которым ООО "Кемит" привлечено к налоговой ответственности в порядке пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль за 2001 год, за неперечисление сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.12.2000 по 27.06.2003, а также за неуплату платы за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ.
Налоговая инспекция выставила требование об уплате налоговых санкций в срок до 10.07.2003, в добровольном порядке ООО "Кемит" санкции не уплатило, что послужило основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При решении вопроса о применении к спорным правоотношениям положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации судам согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 необходимо исходить из того, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в части первой статьи 2 Кодекса. В связи с этим часть первая Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации.
По смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (равно как и по смыслу статей 6 и 20 ранее действовавшего Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"), платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы.
Указанные платежи в соответствии с пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово - правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. Данные платежи не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом. Эти платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле. Также рассматриваемые платежи не являются и сбором.
Изложенное свидетельствует о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемых в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций, исходя из положений Определения Конституционного Суда Российской Федерации 10.12.2002 N 284-О, пришел к правомерному выводу о том, что привлечение заявителя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку плата за загрязнение окружающей среды не является налоговым платежом.
Учитывая, что плата за загрязнение окружающей природной среды, в частности, за сверхнормативные сбросы вредных веществ, является законно установленным платежом в федеральный бюджет, следовательно, взимание и контроль за поступлением указанных платежей осуществляется налоговой инспекцией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 02.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 25.03.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13703/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2004 г. N Ф04/3844-1596/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании