Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 июля 2004 г. N Ф04/3801-1592/А27-2004
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Сибирские ресурсы" (далее - ЗАО "Сибирские ресурсы") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС) от 31.03.2003 N 238 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части установления неуплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово в 2001 году в сумме 5 985 руб., начисления пени за их несвоевременную уплату в сумме 1 528 руб., а также наложения штрафов на основании п. 1 ст. 122 и п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ в сумме 1 197 руб. и 6 206 руб. соответственно.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.11.2003 (судья Д.) заявленные ЗАО "Сибирские ресурсы" требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 29.03.2004 (судьи: Л., М., Ш.) решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение. Требования ЗАО "Сибирские ресурсы" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в постановлении от 24.03.2004, фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции от 28.11.2003 по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ЗАО "Сибирские ресурсы" не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции МНС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и просил отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией МНС было вынесено решение от 31.03.2003 N 238 о привлечении ЗАО "Сибирские ресурсы" налогоплательщика к налоговой ответственности (применительно к предмету спора), предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово в 2001 году и п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по указанным отчислениям в виде штрафов в размере 1 197 руб. и 6 206 руб. соответственно. Кроме того указанным решением доначислено 5 985 руб. неполностью уплаченных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово и начислено 1 528 руб. пени за их несвоевременную уплату.
Полагая, что данное решение не соответствует нормам действующего налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, т.к. обязывает уплачивать незаконно доначисленные налоги, пени и штрафы, ЗАО "Сибирские ресурсы" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Удовлетворяя требования ЗАО "Сибирские ресурсы", апелляционная инстанция Арбитражного суда Кемеровской области приняла законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5% от общей сметной стоимости работ о строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
На основании данной нормы постановлением администрации города Кемерово от 17.04.1995 N 100 "Об утверждении временного положения "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово" (в редакции постановления N 388 от 19.12.1995) для предприятий и организаций установлены ежеквартальные обязательные отчисления на финансирование возложенных на пожарную охрану задач в доход городского бюджета в пределах определенной законом ставки.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О, положения ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" признаны не соответствующими Конституции РФ. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ установил, что ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утрачивает силу с 01.01.2003, т.к. установленные ею отчисления являются одним из основных источников финансирования пожарной охраны на 2002 год и поступают в соответствующие бюджеты.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что до 01.01.2003 у налогоплательщиков сохраняется обязанность по производству обязательных отчислений для финансирования возложенных на пожарную охрану задач.
Временное положение "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово", утвержденное постановлением администрации города Кемерово от 17.04.1995 N 100, постановлением от 30.12.2002 N 148 также утратило силу с 01.01.2003. Следовательно, с 01.01.2003 все правоотношения, связанные с уплатой на основании ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязательных отчислений на содержание пожарной охраны, утрачивают силу, поскольку указанная норма была признана неконституционной.
В нарушение этого, как правильно указано в постановлении апелляционной инстанции от 24.03.2004 Инспекция МНС 31.03.2003 приняла решение о привлечении ЗАО "Сибирские ресурсы" к налоговой ответственности, основываясь на нормативных правовых актах, которые в момент принятия решения утратили силу в связи с несоответствием их Конституции Российской Федерации и не подлежали применению. Соответственно, вывод суда апелляционной инстанции о необоснованности привлечения ЗАО "Сибирские ресурсы" к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, является правильным.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в постановлении от 29.03.2004, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 24.03.2004 (29.03.2004) по делу N А27-6770/03-6 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2004 г. N Ф04/3801-1592/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании