Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 июля 2004 г. N Ф04/3791-564/А75-2004
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения N 9 от 30.09.2003 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - Инспекция МНС) в части начисления взносов в Государственный фонд занятости населения РФ (далее - ГФЗН) в сумме 1 845 руб., в Фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонды ОМС) в сумме 4 149 руб., 4 883 руб. пени за их несвоевременную уплату и 1 119 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.01.2004 (судья К.А.В.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 12.04.2004 (судьи: Л., П., К.Г.Д.), требования ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение об отказе ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" в удовлетворении заявленных им требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС, полагая, что судом правильно применены нормы права и оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
В судебном заседании представитель ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и просил оставить в силе состоявшиеся судебные акты.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции МНС.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка обособленного подразделения ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" - ТПП "Лангепаснефтегаз" в т.ч. по вопросам правильности исчисления взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
По результатам проверки Инспекцией МНС составлен акт N 1145 от 04.09.2003 и вынесено решение N 9 от 30.09.2003 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 1119 руб. Кроме того, данным решением ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" доначислено за 2000 год 1 845 руб. взносов в ГФЗН, 4 149 руб. взносов в Фонды ОМС и начислено 4 883 руб. пени за их несвоевременную уплату.
Основанием принятия указанного решения явилось не включение налогоплательщиком в налоговую базу для исчисления страховых взносов в ГФЗН и Фонды ОМС оплату проезда членов семьи работника к месту отпуска и обратно.
Полагая, что решение Инспекции МНС от 30.09.2003 N 9 в части доначисления страховых взносов, начисления пени и штрафа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Удовлетворяя требования ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС.
Согласно положений Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в Фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" тарифы страховых взносов во все внебюджетные фонды установлены для работодателей-организаций в процентном отношении от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям.
В абз. 4 ст. 17 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" и п. 8 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на ОМС, утвержденной постановлением Совета Министров РФ от 11.10.1993 N 1018 установлено, что страховые взносы в Фонды ОМС начисляются в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в денежной и натуральной формах, в т.ч. по договорам подряда и поручения, из которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.
Статьей 30 ФЗ от 20.04.1996 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения РФ" пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума или среднему заработку, в который в силу Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 включаются только выплаты, связанные с выполнение работы, условиями труда и предусмотренные положениями об оплате труда.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ГФЗН и Фонды ОМС, определяются Правительством РФ. В спорный период действовали Перечни выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ГФЗН, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.10.1999 N 1193; в Фонды ОМС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.01.2000 N 9 (далее - Перечни).
При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, исходя из анализа вышеназванных нормативных актов, базой для начисления взносов во внебюджетные фонды являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат, а указанные Перечни устанавливают исключения не из любых выплат полученных работником, а только из выплат, начисленных работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии с п. 15 Перечней к выплатам, на которые не начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, относится стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачивается организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 33 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях", лица работающие и проживающие в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятия проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (кроме такси), а также на оплату багажа до 30 кг. Предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.
Указанные выплаты в силу Закона являются компенсационными выплатами связанными с проживанием в тяжелых климатических условиях и направлены на компенсацию вреда здоровью, причиняемому проживанием в этих условиях.
Поскольку оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семьи работников ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", не связана с оплатой их труда и выплатой вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о правомерности не начисления заявителем страховых взносов на спорные суммы.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 27.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.04.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3068-А/03-298-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2004 г. N Ф04/3791-564/А75-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании