Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июля 2004 г. N Ф04/3898-463/А67-2004
(извлечение)
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Томска (далее - Департамент ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 17.02.2002 Томского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТТУ МАП) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2003 (судья К.А.С.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2004 (судьи Т., Б., К.Л.Н.), в удовлетворении заявленных требований Департамента ЖКХ отказано.
В кассационной жалобе Департамент ЖКХ просит отменить судебные акты и принять решение об удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания от 17.02.2002 ТТУ МАП.
По мнению заявителя, арбитражный суд в нарушение пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации руководствовался Постановлением мэра г. Томска N 270 от 12.04.1999, которое принято с превышением полномочий, поскольку Уставом г. Томска принятие нормативов жилищно-коммунальных услуг к компетенции мэра города не относится.
Департамент ЖКХ считает, что не нарушил антимонопольного законодательства, потому что нормативы, характеризующие необходимый минимальный объем потребления тепловой энергии, приказом N 163-э от 05.09.2002 не утверждались, а был определен порядок расчета стоимости тепла, фактически потребленного населением.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа отклонил доводы жалобы. Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела. Департаментом ЖКХ принят приказ от 05.09.2001 N 163-э о порядке расчета стоимости отопления для нужд населения, в соответствии с которым жилищно-эксплуатационным предприятиям необходимо производить расчет стоимости отопления путем деления фактически предъявленного теплоснабжающими организациями объема тепловой энергии, в расчете на полный месяц, на общую площадь жилищного фонда, обслуживаемого соответствующим жилищно-эксплуатационным предприятием, оборудованного отоплением, кроме печного.
ТТУ МАП принято решение и предписание от 17.02.2003 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в наделении жилищно-эксплуатационных предприятий функциями органов местного самоуправления, а также об отмене приказа от 05.09.2001 N 163-э о порядке расчета стоимости отопления для нужд населения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Департамента ЖКХ, арбитражный суд исходил из того, что согласно Постановлением мэра г. Томска N 270 от 12.04.1999 утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения г. Томска.
На основании пункта 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том- числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1099 от 26.09.1994, размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления.
В соответствии с Подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 797 от 17.11.2001, исчисление стоимости оплаты жилищно-коммунальных услуг проводится на основании утвержденных Правительством федеральных стандартов, которые рассчитываются на основе натуральных показателей: нормативов потребления коммунальных услуг и стоимости 1 куб. метра питьевой воды, 1 гигакалории тепла в жилом фонде всех форм собственности.
По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг необходимо осуществлять переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов.
Из пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 707 от 18.06.1996 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" следует, что нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электрическую энергию) утверждаются органами местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, обе судебные инстанции установили, что из обжалуемого решения антимонопольного органа следует, что применение жилищно-эксплуатационными предприятиями расчета, указанного в приказе от 05.09.2001 N 163-э, приведет к вынужденному использованию своих внутренних нормативов, т.е. к разному теплопотреблению на 1 кв.м и соответственно установлению разной стоимости за отопление 1 кв.м по всем жилищно-эксплуатационным предприятиям по г. Томску за один период времени.
Поскольку Департаментом ЖКХ не опровергнуты указанные выводы, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания ТТУ МАП от 17.02.2002 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание, что на основании пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении и кассационной жалобе не содержится указаний на доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2004 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2866/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2004 г. N Ф04/3898-463/А67-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании