Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июля 2004 г. N Ф04-5192/2004(А45-3260-3)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району города Новосибирска (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Богара" (далее - ООО "Богара") на основании п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ 14 496 руб. налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.03.2004 (судья С.) Инспекции МНС отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - ст. 119 и ст. 165 Налогового кодекса РФ, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение о взыскании с ООО "Богара" 14 496 руб. штрафа по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Богар" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС была проведена камеральная проверка представленной ООО "Богара" налоговой декларацию по НДС по ставке 0 процентов за 2 квартал 2002 года. По результатам камеральной проверки указанной декларации Инспекцией МНС составлен акт X" 501 от 05.06.2003 и вынесено решение N 501 от 05.06.2003 о привлечении ООО "Богара" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 14 496 руб.
Основанием принятия данного решения явилось то, что ООО "Богара" в нарушение п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ и ст. 15 Закона РФ "О бухгалтерском учете" налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов за 2 квартал 2002 года представило в Инспекцию МНС лишь 18.03.2003.
На основании решения Х° 501 от 05.06.2003 в адрес ООО "Богара" было направлено требование N 114 от 05.06.2003 с предложением в срок до 16.06.2004 в добровольном порядке уплатить 14 496 руб. штрафа. Неисполнение налогоплательщиком требования N 114 от 05.06.2003 об уплате налоговой санкции в установленный срок послужило основанием для обращения Инспекции МНС в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Отказывая Инспекции МНС в удовлетворении заявленных требований. Арбитражный суд принял законное и обоснованное решение.
Согласно п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой налоговой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Следовательно, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ необходимо, чтобы срок для представления налоговой декларации был установлен законодательством о налогах и сборах.
Положения пункта 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ, на нарушение которого ссылается налоговый орган, устанавливает срок представления в налоговые органы (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) общей (основной) налоговой декларации по НДС. В данном случае налогоплательщиком была представлена налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов, срок представления которой главой 21 Налогового кодекса РФ не содержит.
В соответствии с п. 6 ст. 164 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация.
Согласно п. 10 ст. 165 Налогового кодекса РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, представляются налогоплательщиками одновременно с представлением налоговой декларации.
Пунктом 9 ст. 164 Налогового кодекса РФ установлен 180-дневный срок, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта, для представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 9 ст. 165 НК РФ
Если по истечении 180 дней налогоплательщик не представил указанные документы, экспортные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, как правильно отметил суд, Налоговый кодекс РФ предусматривает иные последствия несвоевременного представления налогоплательщиками декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов с документами, подтверждающими обоснованность ее применения. В данном случае ответственность наступает за непредставление после истечения 180 дней деклараций (по внутреннему рынку) с исчисленными с операций по экспорту суммами НДС. Однако из материалов проверки не видно, что эти декларации проверялись налоговым органом.
Кассационной инстанции поддерживает вывод суда относительно невозможности исчисления в данном случае суммы штрафа, поскольку в декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов не содержатся данные о налогах, подлежащих уплате.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в решении от 16.03.2004, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил.
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.03.2004 по делу N А45-11874/03-СА39/526 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2004 г. N Ф04-5192/2004(А45-3260-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании