Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 июля 2004 г. N Ф04-5139/2004(А46-3217-27)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Акционерная компания энергетики и электрификации "Омскэнерго" (далее по тексту ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Омской области о признании недействительным решения от 09.10.2003 N 07-24/17260-ДСП, которым ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на имущество за 2001 год, которым предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 2 480 824 рубля и пени в сумме 1613 882 рубля.
В обоснование заявленного требования ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" сослалось на пункт "а" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 N 2030-1, подпункт "а" пункта 6 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" от 08.08.1995 N 33.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Инструкция ГНС РФ от 8 июня 1995 г. N 33
По мнению ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" производственные сооружения и оборудование, участвующее в режиме выработки, производства и распределения для дальнейшего потребления по назначению тепловой и электрической энергии являются объектами жилищно-коммунального хозяйства.
Арбитражный суд (судья Ч.) решением от 09.03.2004 заявление ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" удовлетворил, признав решение налогового органа недействительным в полном объеме, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 N 2030-1 (далее по тексту Закон РФ N 2030-1).
Апелляционная инстанция арбитражного суда (судьи: С., М. и Р.) постановлением от 03.06.2004 решение первой инстанции отменила и приняла по делу новое решение, в удовлетворении требований заявленных ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" отказала.
Постановление апелляционной инстанции основано на выводе суда о том, что сооружения и оборудования филиала ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" - ТЭЦ-3, участвующие в режиме комбинированной выработки в производстве тепловой и электрической энергии, не являются объектами жилищно-коммунальной сферы и не подпадают по действие пункта "а" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 N 2030-1 за исключением тех объектов, которые по своему назначению прямо относятся к объектам ЖКХ (жилой фонд, детские сады).
Рассматривая возникшие спорные взаимоотношения, и принимая постановление, апелляционная инстанция арбитражного суда применила статьи 1 и 5 Закона РФ N 2030-1 и Классификатор отраслей народного хозяйства N 1-75-018.
В кассационной жалобе ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" просит отменить постановление апелляционной инстанции арбитражного суда. Доводы, изложенные в кассационной жалобе аналогичны основаниям заявленного требования.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Из материалов арбитражного дела следует, что ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" 30.07.2003 обратилось в Инспекцию с заявлением об уменьшении налогового обязательства по платежам в бюджет на сумму 2 480 842 рубля и представило уточненные расчеты по налогу на имущество за 2001 год обособленного предприятия - Омская ТЭЦ-3.
По представленным заявлению и уточненным расчетам по налогу на имущество Инспекция провела камеральную налоговую проверку и пришла к заключению, что ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" необоснованно применило льготу, в результате чего занизило налогооблагаемую базу, что повлекло неполную уплату налога на имущество.
По результатам камеральной проверки принято решение от 09.10.2003 N 07-24/17260 ДСП о привлечении ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, одновременно ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" предложено уплатить суммы недоимки и пени соответственно 2 480 824 рубля и 1 613 882 рубля.
Оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, кассационная инстанция исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ N 2030-1 плательщиками налога являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Обстоятельство, что ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" является плательщиком налога на имущество, не оспаривается.
На основании пункта "а" статьи 5 Закона стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Правовой анализ названной нормы указывает, что эта норма распространяется на всех плательщиков налога на имущества независимо от того, к какой отрасли народного хозяйства они относятся, поскольку основанием для ее применения служит наличие объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика, что прямо указано в Законе РФ N 2030-1
Выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что в отношении иных объектов, находящихся на балансе предприятий и неуказанных в этой правовой норме, данная правовая норма не применяется.
В судебном заседании кассационной инстанции лица, участвующие в деле, подтвердили применение ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" на протяжении своей деятельности данной льготы в отношении объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находящихся на балансе налогоплательщика.
Довод ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" со ссылкой на подпункт "а" пункта 6 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" от 08.08.1995 N 33 суд кассационной инстанции признает несостоятельным. Поскольку, согласно его содержанию для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам):
а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.
При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 годах и Госстандартом России 1992-1994 годах, г. Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 год) следует относить:
объекты жилищно-коммунальной сферы:
жилой фонд; гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство - объекты внешнего благоустройства, улично-дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов; сооружения и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения: очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Данная Инструкция подтверждает правильность выводов Инспекции и постановления апелляционной инстанции арбитражного суда о том, что сооружения и оборудование филиала ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" - ТЭЦ-3, участвующие в комбинированной выработке в производстве тепловой и электрической энергии, не являются объектами жилищно-коммунальной сферы.
Рассматривая возникшие между сторонами спорные правоотношения, апелляционная инстанция арбитражного суда правильно обратилась к применению Классификатора отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 годах и Госстандартом России 1992-1994 годах, г. Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 г.) (далее по тексту ОКОНХ).
ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда.
Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть отнесено к одной какой-либо отрасли народного хозяйства.
Согласно пункту 2.2 Положения о филиале ОАО "АКЭ и Э "Омскэнерго" предметом деятельности Омской ТЭЦ-3, как части единого производственного и технологического комплекса, является:
- деятельность по производству электрической и тепловой энергии;
деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей.
Согласно ОКОНХ электроэнергетика и тепловые электростанции отнесены к производственной отрасли "промышленность - электроэнергетика" код 11100.
Следовательно, отнесение объектов Омской ТЭЦ-3, участвующих в производстве тепловой и электрической энергии, к объектам жилищно-коммунальной сферы противоречит вышеназванным правовым нормам.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
постановление апелляционной инстанции от 03.06.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-794/03(А-392/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2004 г. N Ф04-5139/2004(А46-3217-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании