Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 сентября 2004 г. N Ф04-5536/2004(А70-3620-3)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, М.А.Р. (далее - предприниматель М.А.Р.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Тюмени N 2 (далее - Инспекция МНС РФ) от 20.01.2004 N 14-23/7 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 41 050 руб.
Инспекция МНС РФ подала встречное заявление о взыскании с предпринимателя М.А.Р. 41 050 руб. налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2004 (судья М.) заявленные предпринимателем требования удовлетворены частично. Решение Инспекции МНС РФ от 20.01.2004 N 14-23/7 признано недействительным в части привлечения предпринимателя М.А.Р. к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 40 800 руб., в удовлетворении остальной части первоначально заявленных требований отказано. Требования Инспекции МНС РФ удовлетворены в части взыскания с предпринимателя 250 руб. штрафа, в удовлетворении остальной части встречных требований отказано. Кроме того, суд взыскал с Инспекции МНС РФ в пользу предпринимателя судебные издержки в размере 4 080 руб.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объеме по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу предпринимателем М.А.Р. не представлен. В судебном заседании представитель предпринимателя М.А.Р. не согласилась с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС, считая их несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 13.11.2003 Инспекцией МНС РФ в адрес предпринимателя М.А.Р. было направлено требование N 14-13 о представлении документов для проведения камеральной налоговой проверки по вопросу правильности уплаты сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога с продаж за 2 и 3 кварталы 2003 года.
Срок исполнения требования установлен 5 дней с момента его получения. Указанное требование вручено предпринимателю 13.11.2003. Заявитель представил реестры копий запрашиваемых документов 19.11.2003 и 01.12.2003, 09.12.2003, 11.12.2003,19.12.2003,23.12.2003 и 24.12.2003.
В связи с нарушением предпринимателем М.А.Р. срока представления документов, установленного пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ Инспекцией МНС РФ вынесено решение от 20.01.2004 N 14-23/7 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 41 050 руб.
Полагая, что решение Инспекции МНС РФ от 20.01.2004 N 14-23/7 не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, предприниматель М.А.Р. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В связи с неуплатой предпринимателем М.А.Р. суммы штрафа в добровольном порядке, налоговый орган заявил встречные требования о взыскании с предпринимателя в судебном порядке налоговых санкций в размере 41 050 руб., начисленных по оспариваемому решению.
Отказывая Инспекции МНС РФ в удовлетворении требований в части взыскания с предпринимателя 40 800 руб., Арбитражный суд Тюменской области исходил из того, что налоговым органом нарушены требования статей 88 и 93 Налогового кодекса РФ.
В абзаце 4 статьи 88 и пункте 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Данному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика, установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 и абзацем 2 пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ, представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно части 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса РФ.
Как видно из материалов дела, у предпринимателя М.А.Р. согласно требованию N 14-13 от 13.11.2003 для проведения камеральной проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия были запрошены книги кассира-операциониста, налоговые декларации по НДС, выписки из банка с расчетных счетов, документы, подтверждающие затраты, книги продаж, книги покупок и расчеты налога с продаж за период с 01.04.2003 по 01.09.2003.
В связи с этим, как правильно указал суд, поскольку документы за сентябрь 2003 года Инспекцией МНС РФ не запрашивались, привлечение к ответственности за их несвоевременное представление является неправомерным.
В соответствии с абзацем 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что налоговые декларации по НДС и расчеты по налогу с продаж представлялись предпринимателем М.А.Р. ежемесячно и на момент проверки имелись у Инспекции МНС РФ.
Следовательно, вывод суда о неправомерности требования Инспекции МНС РФ о предоставлении деклараций по НДС и расчетов по налогу с продаж, является обоснованным, так как действующим законодательством налоговые органы не наделены правом требовать повторного представления деклараций, ранее уже представленных налогоплательщиками, является обоснованным.
Согласно абзацу 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Соответственно, суд первой инстанции правильно указал на пропуск Инспекцией МНС РФ срока для проведения камеральной проверки по налоговым декларациям за апрель - июнь 2003 года и незаконностью истребования налоговым органом документов за указанный период в рамках проводимой проверки.
В силу пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Буквального толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что налоговый орган обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа складывается из конкретного количества документов. Однако, как обоснованно отметил суд, требование N 14-13 содержит перечень документов, имеющих только родовые признаки, отсутствует четкая определенность в отношении истребуемых документов.
Следовательно, исчисление Инспекцией МНС РФ суммы штрафа исходя не из определенного ею в требовании количества запрашиваемых и непредставленных документов, а из общего количества фактически представленных предпринимателем документов, в том числе не указанных в требовании и запрошенных налоговым органом незаконно.
Кассационная инстанция также считает, что решение суда в части взыскания в пользу предпринимателя М.А.Р. судебных издержек в размере 4 080 руб. основано на правильном применении статей 106 и 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Ссылки Инспекции МНС РФ на отсутствие у предпринимателя необходимости в осуществлении расходов на оказание юридической помощи и отсутствие платежных документов, подтверждающих данные расходы, противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2004 по делу N А70-1304/25-04 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Тюмени N 2 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2004 г. N Ф04-5536/2004(А70-3620-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании