Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 сентября 2004 г. N Ф04-6447/2004(А46-4479-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Промавтосервис" (далее - ООО "Промавтосервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция) N 03-10/9973 ДСП от 19.11.2003 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 11.06.2004 (судья П.) оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части начисления налога на добавленную стоимость за 2001 год в сумме 9 750,25 руб. и пени в сумме 3 646,89 руб., налога с владельцев транспортных средств в сумме 768 руб. и пени в сумме 450 руб., а также в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафов, примененных на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 950 руб., по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 153,60 руб. и пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2 419 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Промавтосервис".
По мнению налогового органа, налогоплательщик обязан восстановить и уплатить суммы налога на добавленную по ранее приобретенным товарно-материальным ценностям и основным средствам, уплаченным поставщикам и нереализованным до освобождения от обязанностей налогоплательщика.
Инспекция полагает, что налог с владельцев транспортных средств за 2001 год должен исчисляться по ставке 6 руб. за 1 л.с, установленной Законом Омской области от 27.07.2000 N 252-03 "О территориальном дорожном фонде".
Кроме того, налоговый орган считает, что ООО "Промавтосервис" правомерно привлечено к налоговой ответственности на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" организации представляют отчетность ежегодно в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности за соответствующий год, в котором уплачен (подлежит уплате) налог.
В отзыве на кассационную жалобу, соглашаясь с выводами арбитражного суда, ООО "Промавтосервис" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты ООО "Промавтосервис" налога на добавленную стоимость, налога с продаж и налогов, поступающих в дорожные фонды за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.
По результатам проверки составлен акт N 03-10/9218 ДСП от 30.10.2003 и принято решение N 03-10/9973 ДСП от 19.11.2003 о начислении ООО "Промавтосервис" налога на добавленную стоимость в сумме 9 750,25 руб., пени в сумме 3 646,89 руб. и штрафа в сумме 1 950 руб., налога с владельцев транспортных средств в сумме 1 152 руб., пени в сумме 675,16 руб. и штрафа в сумме 230,40 руб., а также привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 2 419 руб., примененного на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что на основании статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации решением Инспекции N 09-10/966 от 28.01.2002 ООО "Промавтосервис" освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость на период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.
Данная норма введена пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации N 57-ФЗ от 29.05.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и согласно статье 16 вводится в действие по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика ООО "Промавтосервис" получено до введения в действие пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о неправомерном начислении налога на добавленную стоимость в сумме 9 750 руб.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и 107-О признан утратившим силу и не подлежащим применению пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, установленные указанным Законом.
Принимая судебный акт о неправомерном начислении налогоплательщику налога с владельцев транспортных средств по ставкам в размере 6 руб. за 1 л.с, суд первой инстанции правильно применил ставки налога, установленные Федеральным законом от 18.10.1991 N 1759-1.
Признавая недействительным решение налогового органа о привлечении ООО "Промавтосервис" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Инструкция МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" не относится к законодательству о налогах и сборах, а Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" не установлен срок представления налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств.
Согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
На основании пункта 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, признавая недействительным решение налогового органа о привлечении ООО "Промавтосервис" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Инструкция МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" не относится к законодательству о налогах и сборах, а Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" не установлен срок представления налоговых деклараций по налогу с владельцев транспортных средств.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.06.2004 по делу N 22-749/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. N Ф04-6447/2004(А46-4479-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании