Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 сентября 2004 г. N Ф04-6608/2004(А46-4639-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Омскшина" (далее - ОАО "Омскшина") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - Инспекция) N 06-17/3871 от 10.09.2003 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 375 341 руб. и привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 75 068,20 руб., примененного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2004 (судья Ч.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2004 (судьи С., П., Р.), в удовлетворении заявления ОАО "Омскшина" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Омскшина" просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт о признании недействительным решения Инспекции N 06-17/3871 от 10.09.2003.
По мнению заявителя, арбитражным судом нарушены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ОАО "Омскшина" полагает, что Инспекция неправомерно в качестве основания для начисления налога на добавленную стоимость и привлечения к налоговой ответственности использует сравнение уточненной налоговой декларации за март 2002 года с данными книги покупок без учета внесенных в нее изменений. Следовательно, выводы налогового органа о том, что сумма вычетов, отраженная в декларации за март 2002 года, по состоянию на 30.06.2003 не изменилась, несостоятельны.
В отзыве на кассационную жалобу, соглашаясь с выводами арбитражного суда, Инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной ОАО "Омскшина" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2002 года принято решение N 06-17/3871 от 10.09.2003 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 375 341 руб. и привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 75 068,20 руб., примененного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для начисления налога и привлечения к ответственности послужило завышение ОАО "Омскшина" суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товарно-материальных ценностей и принимаемого к вычету по реализации товаров на внутреннем рынке на 375 341 руб.
Исследовав материалы дела, суд первой и апелляционной инстанций установил, что на основании требования N 06-17/2486 от 21.06.2003 о представлении документов и сведений ОАО "Омскшина" представило в Инспекцию книгу покупок за март 2002 года на сумму налоговых вычетов 61 773 303 руб.
В ходе проведения проверки уточненной налоговой декларации налоговым органом установлены расхождения с данными указанной книги покупок.
Требованием N 06-17/3675 от 28.08.2003 налогоплательщику было предложено предоставить в налоговый орган подробные объяснения по факту увеличения налоговых вычетов по сравнению с данными первоначальных налоговых деклараций.
Книга покупок с учетом внесенных в нее изменений на сумму налоговых вычетов 64 922 297 руб. представлена ОАО "Омскшина" только в ходе судебного разбирательства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика, обе судебные инстанции исходили из того, что согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счет-фактура.
Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей зачету (возмещению) в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Поскольку Инспекцией предоставлялась ОАО "Омскшина" возможность представить документы, свидетельствующие об изменениях в суммах налоговых вычетов, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что налоговым органом правомерно проведены мероприятия налогового контроля на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 29.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.06.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-606/03(А-479/04) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. N Ф04-6608/2004(А46-4639-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании