Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 сентября 2004 г. N Ф04-6620/2004(А27-4717-33)
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Рельсы Кузнецкого металлургического комбината" (далее - ООО "Рельсы КМК") с заявлением о взыскании с ООО "Рельсы КМК" налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 35 769 руб. 92 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2003 года.
Решением суда от 04.02.2004 (судья К.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.06.2004 (судьи С., Ш., Л.) требование налоговой инспекции удовлетворено, с ООО "Рельсы КМК" взыскан штраф в размере 35769 руб. 92 коп.
В кассационной жалобе ООО "Рельсы КМК", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части взыскания с ООО "Рельсы КМК" штрафных санкций в размере 26453 руб. 96 коп. за неполную уплату НДС за март 2003 года и принять по делу новый судебный акт об отказе налоговой инспекции в заявлении о привлечении ООО "Рельсы КМК" к налоговой ответственности.
Указывает на неправильное применение арбитражным судом подпункта 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению ответчика, наличие у ООО "Рельсы КМК" статуса "организации общественного питания" и возможность использования льготы по НДС, предусмотренной подпункта 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не находится в зависимости от наличия соответствующего кода ОКОНХ у ООО "Рельсы КМК".
Также указывает на неправильное применение нормы материального права, предусмотренной пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Считает, что если у налогоплательщика вообще отсутствует обязанность по исчислению и уплате НДС в части осуществления деятельности филиала ответчика "Комбината питания и торговли" по организации общественного питания, то привлечь его к ответственности за неполную уплату сумм НДС с этого же самого оборота невозможно.
Указывает, что при привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации не доказаны признаки объективной стороны совершенного налогового правонарушения.
В решении Арбитражный суд первой инстанции подтвердил, что указанные объекты входят в структуру ООО "Рельсы КМК". Но вывод о необоснованности использования налогоплательщиком льготы в указанной ситуации в полном объеме, сделанный судом, не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам. Не дана надлежащая правовая оценка конкретным причинам непринятия во внимание судом в качестве доказательства организационной структуры Управления социальных объектов ООО "Рельсы КМК", в которую включены указанные объекты.
В отзыве налоговая инспекция отклоняет доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом не нарушены нормы материального и процессуального права, просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, а кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, находит ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку ООО "Рельсы КМК" по вопросу правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов, по результатам которой установлено, что в налоговой декларации по НДС за март 2003 года необлагаемый оборот по коду 10100295 составил сумму 2890709 руб., по коду 1010232 - 599022 руб. Полагая, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой по НДС, налоговой инспекцией было принято решение от 17.06.2003 N 295 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием отказа в признании правомерным применения налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось то обстоятельство, что филиал налогоплательщика - комбинат питания и торговли, оказывавший услуги образовательным учреждениям по организации питания учащихся, не имеет кода ОКОНХ, характеризующего его как организацию общественного питания.
Основанием по отказу в признании правомерным применения налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, послужило то обстоятельство, что в нарушение требований пункта 6.15 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налога на добавленную стоимость", утвержденного Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в соответствии с которым положение настоящего подпункта применяется в отношении путевок, форма который утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, реализованных физическим лицам, указанным в путевке, приобретающим за наличный расчет, который подтверждается кассовым чеком или иным документом установленной формы, ООО "Рельсы КМК" реализовывало часть путевок за счет удержаний из заработной платы работников.
Невыполнение налогоплательщиком в добровольном порядке требования от 26.06.2003 N 152 об уплате налоговой санкции, послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у ООО "Рельсы КМК" правовых оснований для применения льгот по НДС предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 и подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и о правомерном привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд указал также, что ООО "Рельсы КМК" через свой филиал - комбинат питания и торговли оказывало услуги по организации питания не школам и столовым в учебных заведениях, а непосредственно учащимся. ООО "Рельсы КМК" не оказывало услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, а занималась реализацией путевок данных учреждений.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.
Учитывая косвенных характер налога на добавленную стоимость и требования пункта 1 статьи 168 НК РФ, в соответствии с которыми при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога, конечным плательщиком налога на добавленную стоимость является покупатель (потребитель) товаров (работ, услуг).
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (пункт 6 статьи 168 НК РФ).
Целью предоставления льгот, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ является поддержка социально важных программ государства - обеспечение доступного питания для наиболее социально незащищенных слов населения - школьной и учащейся молодежи и по стимулированию развития сети оздоровительных санаторно-курортных учреждений.
Как установлено судом, на основании договоров на организацию питания учащихся и учащихся - сирот, комбинат питания и торговли ООО "Рельсы КМК" (филиал ООО "рельсы КМК") организовывал питание учащихся через студенческие или школьные столовые.
Факт финансирования учебных учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования налоговой инспекцией не оспорен, как и не доказано включение сумм налога на добавленную стоимость в цену реализуемой продукции.
При таких условиях применение налогоплательщиком налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ является обоснованным.
Не может быть признано законным решение налогового органа и по тому основанию, что право на льготу, предусмотренную подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ, имеют только организации, для которых организация общественного питания является основным видом деятельности и которые имеют соответствующий код ОКОНХ, так как такие выводы не основаны на нормах права. Норма права, содержащаяся в подпункте 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ такого ограничения не содержат и не указывает, что данная льгота не может применяться к организациям-налогоплательщикам, оказывающим услуги по общественному питания учебным заведениям обособленными структурными подразделениями.
Коды ОКОНХ представляют собой форму сбора статистической информации, присваиваются после государственной регистрации юридического лица, их наличие или отсутствие не влияет на объем его правоспособности.
С учетом приведенных норм права также не обоснован вывод судебных инстанций о том, что реализация путевок, в соответствии с которыми санаторно-курортные учреждения оказывают оздоровительные услуги физическим лицам, является объектом налогообложения, с которого ООО "Рельсы КМК" обязано было исчислить и уплатить в бюджет суммы налога на добавленную стоимость.
Судебные инстанции, рассматривавшие заявленные требования по существу, пришли к выводу, что ООО "Рельсы КМК" не является санаторно-курортной, оздоровительной организацией и организацией отдыха и не имеет в своей структуре соответствующих подразделений, оздоровительные услуги ответчиком не оказывались. Соответственно, использование льготы на основании подпункта 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ налогоплательщиком необоснованно.
Однако судом не учтено, что путевка не является самостоятельным объектом реализации (товаром), а только удостоверяет тот перечень услуг, которые оказывают санаторно-курортные, оздоровительные организаций и организаций отдыха населению. Услуги по путевкам, реализованным налогоплательщиком санаторно-курортными и оздоровительными организациями оказаны.
При таких условиях ООО "Рельсы КМК" могло быть подвергнуто налоговым санкциям с оборотов по реализации путевок только в случае, если бы в цену их реализации своим работникам включало также и услуги по приобретению и продаже этих путевок. Но так как данное обстоятельство налоговым органом не установлено, то доначисление соответствующих сумм налога и штрафов необходимо признать необоснованным.
Обстоятельство, что оплата за путевки, в соответствии с которыми санаторно-курортные, оздоровительные организации и организации отдыха представляли услуги работникам ООО "Рельсы КМК" производилась не за наличный расчет, а путем удержания из за заработной платы работников, также не может являться основанием для отказа в применении налогоплательщику льготы, предусмотренной подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, так как такая форма расчетов между работником и работодателем не противоречит действующему законодательству.
С учетом данной правовой позиции суд кассационная инстанция считает, что Арбитражным судом Кемеровской области требования налоговой инспекции о взыскании с ООО "Рельсы КМК" налоговых санкций в размере 35769 руб. 92 коп., назначенных за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, на основании решения налогового органа от 17.06.2003 N 295 удовлетворены не обоснованно
В связи с тем, что арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но при этом неправильно применены нормы материального права, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований налоговой инспекции.
Государственная пошлина, уплаченная ООО "Рельсы КМК" за рассмотрение дела в арбитражном суде, подлежит возврату на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 04.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.06.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14312/2003-6 о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Рельсы Кузнецкого металлургического комбината" штрафа в сумме 35769,92 руб. в доход бюджетов отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рельсы Кузнецкого металлургического комбината расходы по госпошлине за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1737 руб. 24 коп., выдать справку.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2004 г. N Ф04-6620/2004(А27-4717-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании