Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6893/2004(А27-5019-3)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокузнецкому району Кемеровской области (далее - Инспекция МНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива "Безруковский" (далее - СПК "Безруковский") налоговых санкций в сумме 226928 руб.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.05.2004 (судья М.) заявление Инспекции МНС РФ оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и направить дело в первую инстанцию для рассмотрения по существу по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу СПК "Безруковский" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, определение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ проведена выездная налоговая проверка СПК "Безруковский" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления единого социального налога за период с 01.01.2001 по 03.12.2002, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 01.08.2003.
По результатам проверки Инспекцией МНС РФ составлен акт N 88 от 29.09.2003 и вынесено решение N 58 от 12.11.2003 о привлечении СПК "Безруковский" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса РФ, в виде штрафов в размере 127684 руб. и 99244 руб. соответственно.
На основании данного решения в адрес налогоплательщика было направлено требование N 335 от 27.11.2003 об уплате 226928 руб. налоговых санкций. Неисполнение СПК "Безруковский" указанного требования в добровольном порядке в установленный в нем срок до 07.12.2003 послужило основанием для обращения Инспекции МНС РФ в арбитражный суд с заявлением о взыскании начисленных налоговых санкций в судебном порядке.
Оставляя требования Инспекции МНС РФ без рассмотрения, Арбитражный суд Кемеровской области ошибочно пришел к выводу, что в силу статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ) заявленное требование налогового органа о взыскании налоговых санкций должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 29.09.2003 решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6177/2001-4 СПК "Безруковский" признан несостоятельным (банкротом) в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
На основании пунктов 1-3 статьи 233, пункта 1 статьи 231 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ в рассматриваемом случае подлежит применению Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ)
В соответствии с частью 1 статьи 98 ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ (аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 126 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Исходя из смысла статьи 2 названного закона конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей.
Согласно статье 2 ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. К обязательным платежам в силу названной статьи относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Следовательно, санкция за налоговое правонарушение не относится ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам.
Кроме того, статьями 1 и 2 Налогового кодекса РФ установлено, что властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
В силу требований пункта 1 статьи 104 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Срок давности взыскания налоговых санкций является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Таким образом, налоговый орган вправе предъявить требование о взыскании налоговых санкций в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения о принудительном их взыскании с должника.
Следовательно, Инспекция МНС РФ правомерно обратилась с заявлением о взыскании с СПК "Безруковский" налоговых санкций в сумме 226928 руб. вне процесса о банкротстве и у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для оставления данного заявления без рассмотрения.
Учитывая вышеизложенное, определение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.05.2004 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам и материалам дела с учетом действующего на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения спора в суде законодательства, рассмотреть спор по существу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
определение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.05.2004 по делу N А27-6705/2004-2 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6893/2004(А27-5019-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании