Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6892/2004(А27-5024-3)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокузнецкому району Кемеровской области (далее - Инспекция МНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Кузбасская птицефабрика" (далее - ЗАО "Кузбасская птицефабрика") налоговых санкций в сумме 14175 руб.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.05.2004 (судья С.) заявление Инспекции МНС РФ оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и направить дело в первую инстанцию для рассмотрения по существу по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ЗАО "Кузбасская птицефабрика" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, определение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Кузбасская птицефабрика" по вопросам соблюдения законодательства по единому налогу на вмененный доход за период с 01.01.2003 по 30.06.2003.
По результатам проверки Инспекцией МНС РФ составлен акт N 89 от 30.09.2003 и вынесено решение N 57 от 10.11.2003 о привлечении ЗАО "Кузбасская птицефабрика" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход за 1, 2 кварталы 2003 года в виде штрафа в размере 14475 руб.
На основании данного решения в адрес налогоплательщика было направлено требование N 346 от 19.11.2003 об уплате 14475 руб. налоговых санкций. Неисполнение ЗАО "Кузбасская птицефабрика" указанного требования в добровольном порядке в установленный в нем срок до 29.11.2003 послужило основанием для обращения Инспекции МНС РФ в арбитражный суд с заявлением о взыскании начисленных налоговых санкций в судебном порядке.
Оставляя требования Инспекции МНС РФ без рассмотрения, Арбитражный суд Кемеровской области ошибочно пришел к выводу, что в силу статьи 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ) заявленное требование налогового органа о взыскании налоговых санкций должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 07.04.2003 решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8592/2002-4 ЗАО "Кузбасская птицефабрика" признано несостоятельным (банкротом) в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Исходя из смысла статьи 2 названного закона конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей.
Согласно статье 2 ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. К обязательным платежам в силу названной статьи относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Следовательно, санкция за налоговое правонарушение не относится ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам.
Кроме того, статьями 1 и 2 Налогового кодекса РФ установлено, что властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
В силу требований пункта 1 статьи 104 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Срок давности взыскания налоговых санкций является пресекательньм и восстановлению не подлежит.
Таким образом, налоговый орган вправе предъявить требование о взыскании налоговых санкций в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения о принудительном их взыскании с должника.
Следовательно, Инспекция МНС РФ правомерно обратилась с заявлением о взыскании с ЗАО "Кузбасская птицефабрика" налоговых санкций в сумме 14475 руб. вне процесса о банкротстве и у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для оставления данного заявления без рассмотрения.
Учитывая вышеизложенное, определение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.05.2004 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку обстоятельствам и материалам дела с учетом действующего законодательства и рассмотреть спор по существу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
определение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.05.2004 по делу N А27-6700/2004-2 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6892/2004(А27-5024-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании