Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6870/2004(А03-4984-3)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Бийскэнерго" (далее - ООО "Бийскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бийску Алтайского края (далее - Инспекция МНС РФ) от 30.09.2003 N РА-379-16 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 15000 руб.
Инспекция МНС РФ обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с ООО "Бийскэнерго" налоговых санкций в размере 15 000 руб., начисленных на основании решения от 30.09.2003 N РА-379-16.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.04.2004 (судья Д.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 06.07.2004 (судьи: Б., М., С.) требования ООО "Бийскэнерго" удовлетворены, в удовлетворении встречного заявления Инспекции МНС РФ отказано.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение об отказе ООО "Бийскэнерго" в удовлетворении требований и об удовлетворении встречных требований о взыскании с налогоплательщика 15000 руб. штрафа по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Бийскэнерго" не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС, считая их несостоятельными, а решение и постановление арбитражного суда - законными и обоснованными. Просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции МНС РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ проведена выездная налоговая проверка ООО "Бийскэнерго" по вопросу соблюдения законодательства по налогу на прибыль за период с 01.01.2000 по 31.12.2002.
По результатам проверки Инспекцией МНС РФ составлен акт N АП-379-16 от 08.09.2003 и вынесено решение от 30.09.2003 N РА-379-16 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ, за грубое нарушение правил учета доходов в течение двух налоговых периодов, не повлекшее занижение налоговой базы, в виде штрафа в размере 15000 руб.
Грубое нарушение правил бухгалтерского учета выразилось, по мнению налогового органа, в ежеквартальном в течение 2001 и 2002 годов отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" предоставленных бюджетных средств в размере, превышающем указанный в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях.
Полагая, что решение Инспекции МНС РФ от 30.09.2003 N РА-379-16 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ООО "Бийскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В свою очередь неисполнение ООО "Бийскэнерго" в добровольном порядке в установленный срок до 25.10.2003 требования об уплате налоговых санкций N 333 от 06.10.2003 послужило основанием для обращения Инспекции МНС РФ в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании 15000 руб. штрафа.
Удовлетворяя требования ООО "Бийскэнерго" и отказывая Инспекции МНС РФ во взыскании 15 000 руб. штрафа, Арбитражный суд Алтайского края исходил из неправомерности привлечения заявителя к ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ, поскольку грубого нарушения правил бухгалтерского учета в 2001 году им допущено не было, а нарушение за 2002 год не образует указанный состав правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Как видно из материалов дела поступление из местного бюджета средств на возмещение ООО "Бийскэнерго" полученных убытков (разницы между тарифами за продукцию, работы, услуги и затратами организации) и на покрытие в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам за 2001 год оформлялось протоколами, платежными документами, цессией и в соответствии с данными первичными документами отражалось на счетах бухгалтерского учета.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что расхождение в данных о размере финансирования в 2001 году произошло в декабре 2001 году по протоколу N 596/593, заключенному между финансовым управлением администрации города, ООО "Бийскэнерго" и ОАО "Бийская ТЭЦ-1" о трехстороннем зачете 2351760 руб.
Согласно названного протокола финансовое управление администрации города Бийска производит зачет указанной суммы от ОАО "Бийская ТЭЦ-1" за кредит по договору N 9/00 от 14.09.2002 в уплату в бюджет города без права возврата и зачета в другие виды налогов и неналоговых платежей и зачитывает ее в финансирование ООО "Бийскэнерго" в счет расчетов за первое полугодие 2001 года. ООО "Бийскэнерго" отражает сумму 2351760 руб. как полученное финансирование на реализацию Закона РФ "О ветеранах" и одновременно погашает задолженность перед ОАО "Бийская ТЭЦ-1" за уголь. В свою очередь ОАО "Бийская ТЭЦ-1" отражает данную сумму как полученную от ООО "Бийскэнерго" выручку за уголь и одновременно погашает задолженность по договору N 9/00 от 14.09.2000.
Письмом N 05-09/1153 от 29.12.2001 начальник финансового управления администрации города сообщил о несении в протокол N 596/593 изменений и дополнений, в соответствии с которым сумма финансирования по протоколу N 596/593 уменьшена на 50000,41 руб. Однако ООО "Бийскэнерго" зачет дотаций отражен на счетах бухгалтерского учета в сумме 2351760 руб., то есть без учета письма N 05-09/1153 от 29.12.2001.
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода налогового органа о неправильном отражении ООО "Бийскэнерго" хозяйственных операций по учету средств целевого финансирования из местного бюджета на счетах бухгалтерского учета и в отчетности формы N 2.
Дав надлежащую правовую оценку протоколу N 596/593, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что правоотношения сторон в данном случае носят комплексный характер, поскольку названный протокол регламентирует отношения не только между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета, но и между двумя юридическими лицами по погашению задолженности за уголь. Следовательно, арбитражный суд правомерно применил нормы гражданского законодательства о невозможности изменения протокола N 596/593 в одностороннем порядке.
Отсутствие в судебных актах ссылки на статью 450 Гражданского кодекса РФ, закрепляющую данное положение, не повлекло за собой принятие неправильного по существу решения.
В связи с вышеизложенным выводы суда об отсутствии факта грубого нарушения ООО "Бийскэнерго" правил бухгалтерского учета в 2001 году и, соответственно, состава вменяемого ему правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ, являются правильными.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 05.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2004 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-76/04-14 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бийску Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6870/2004(А03-4984-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании