Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 апреля 2004 г. N Ф04/1712-273/А45-2004
(извлечение)
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ООО СФ "Крансервис" о ликвидации юридического лица.
Решением суда от 04.11.2003 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что Инспекция не представила доказательств того, что юридическое лицо, о ликвидации которого заявлен иск, фактически действует.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя, грубое нарушение закона, выразившееся в непредставлении ранее зарегистрированным юридическим лицом сведений в порядке статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", является условием, необходимым для направления регистрирующим органом искового заявления о ликвидации юридического лица на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном порядке не представлен.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого по делу N А45-14112/03-КГ32/312 судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Из материалов дела следует, что ООО СФ "Крансервис" как юридическое лицо зарегистрировано Новосибирской городской регистрационной палатой 12.05.1992 за N 19037, выдано свидетельство 54 РП N 0018099.
В качестве правового основания требования о ликвидации ООО СФ "Крансервис" Инспекция указывает грубое нарушение требований законодательства и обосновывает свои требования нормами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные нормы, предоставляя право налоговым органам предъявлять требование о ликвидации юридического лица в суд, тем не менее, не устанавливают, что такое решение должно быть принято только в порядке искового производства. Данные нормы регламентируют, что такой иск должен быть предъявлен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица может быть осуществлена в добровольном порядке по решению учредителей (участников) или органа юридического лица.
При определенных условиях ликвидация юридического лица может быть осуществлена в принудительном порядке по решению суда, а также по решению суда вследствие признания юридического лица банкротом.
Целью ликвидации юридического лица является прекращение его существования после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Суд пришел к правильному выводу о том, что истец не представил доказательств, подтверждающих осуществление ликвидируемым юридическим лицом деятельности и нарушение законодательства в процессе осуществления этой деятельности.
Судом установлено, что ООО СФ "Крансервис" не выполняет предусмотренные законом обязанности по представлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Фактическое местонахождение ответчика неизвестно.
Указанные обстоятельства являются признаками, свидетельствующими об отсутствии предпринимательской или иной деятельности, о ее фактическом прекращении ответчиком.
Истец до вынесения решения основание своих требований не изменял.
Суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному к обоснованному выводу о признании требований Инспекции необоснованными и не подлежащими удовлетворению в виду того, что ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в порядке упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.11.2003 по делу N А45-14112/03-КГ32/312 следует оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по городу Новосибирску - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.11.2003 по делу N А45-14112/03-КГ32/312 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по городу Новосибирску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2004 г. N Ф04/1712-273/А45-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании