Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 августа 2004 г. N Ф04-5304/2004(А81-3301-14)
(извлечение)
Муниципальное учреждение здравоохранения "Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница" (далее - учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к государственному учреждению "Инспекция охраны окружающей среды и государственного экологического контроля по Ямало-Ненецкому автономному округу" о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2004 N 19 о наложении штрафа в размере 10000 руб. за административное правонарушение в области охраны окружающей среды.
Требование мотивировано тем, что оспариваемое постановление вынесено лицами, не имеющими на то полномочий, поскольку должностные лица государственного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды и государственного экологического контроля по Ямало-Ненецкому автономному округу", образованного постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2003 N 33 не имеют полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением суда от 15.03.2004 (судья К.Ф.С.) заявленное требование удовлетворено. Суд признал обоснованными доводы заявителя о том, что специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды является Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2004 (судьи М., К.И.Д.. Б.) решение суда отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требования муниципального учреждения здравоохранения "Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница". Суд исходил из того, что государственные инспектора государственного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды и государственного экологического контроля по Ямало-Ненецкому автономному округу" правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в статье 8.2 КоАП Российской Федерации.
В кассационной жалобе учреждение здравоохранения просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить решение суда без изменения, полагая, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются единственными уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на жалобу административный орган отклонил изложенные доводы, просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела. 03.02.2004 государственным инспектором в области охраны окружающей среды государственного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды и государственного экологического контроля по Ямало-Ненецкому автономному округу" в отношении муниципального учреждения здравоохранения "Лабытнангская центральная городская многопрофильная больница" составлен протокол об административном правонарушении от 03.02.2004 N 10-ЕА, в котором указано на несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
16.02.2004 главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды государственного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды и государственного экологического контроля по Ямало-Ненецкому автономному округу" вынесено постановление N 19 о наложении на заявителя штрафа в соответствии со статьей 8.2 КоАП Российской Федерации в размере 10000 рублей.
Факт правонарушения, указанного в постановлении, заявителем не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 23.29 КоАП Российской Федерации органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 8.2 настоящего Кодекса.
Часть 2 вышеназванной статьи содержит перечень должностных лиц, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль. В данный перечень включены главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители, а также старшие государственные инспектора и государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование о признании незаконным оспариваемое постановления, указал, что специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды является Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция правомерно исходила из требований статьи 6 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды", в силу которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Настоящим законом определено, что государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Правилами осуществления государственного экологического контроля, утвержденными постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2003 N 39, государственные инспектора государственного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды и государственного экологического контроля по Ямало-Ненецкому автономному округу" правомочны привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение в области охраны окружающей среды.
С учетом изложенного апелляционная инстанция пришла к обоснованному выводу, что государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы - государственного учреждения "Инспекция охраны окружающей среды и государственного экологического контроля по Ямало-Ненецкому автономному округу" правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в статье 8.2 КоАП Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.04.2004 по делу N А81-671/1621А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 августа 2004 г. N Ф04-5304/2004(А81-3301-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании