Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 декабря 2004 г. N Ф04-8708/2004(6919-А27-33)
(извлечение)
Заместитель прокурора Кемеровской области обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (с учетом уточнений, сделанных в порядке статей 49 и 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 11.06.2003 N 4-2/450 о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "ФОРЭКС" (далее - ООО "ФОРЭКС") земельного участка с кадастровым номером 42:04:023414:08, находящегося по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, 200 метров восточнее с. Елыкаево, в 600 метрах от реки Томь, на землях ГЛД Елыкаевская, общей площадью 60000 кв.м., как нарушающего интересы Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2004 (судья Г.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2004 (судьи К., Л., М.) решение суда от 16.04.2004 отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных заместителем прокурора Кемеровской области требований.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, заявитель просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно истолковал норму права, содержащуюся в статье 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон "О государственном земельном кадастре"), которая регулирует механизм исправления технических ошибок в государственном земельном кадастре и не может быть применима при правовой оценке ненормативного акта.
Считает, что апелляционная инстанция сделала неправомерную ссылку на требования статьи 28 Федерального Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", так как в соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации оборот участков лесного фонда недопустим.
Отзывы на кассационную жалобу до начала судебного заседания не поступили.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения Арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, находит ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения Кемеровского областного исполнительного Комитета Совета народных депутатов от 29.04.1968 N 219 Кемеровским лесхозом по распоряжению Начальника Кемеровского управления лесного хозяйства для строительства туристической базы Новокемеровской ТЭЦ был произведен отвод земельного участка в лесах первой группы Кемеровского лесничества, находящеюся по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, 200 метров восточнее с. Елыкаево, в 600 метрах от реки Томь, на землях ГЛД Елыкаевская, общей площадью 60000 кв.м.
Актом обследования лесных площадей в марте 1968 было установлено, что отвод произведен во временное пользование, без исключения участка из государственного лесного фонда на период эксплуатации туристической базы.
В последующем решения уполномоченных органов об исключении данного участка из лесного фонда не принимались, в настоящее время он находится в ведении лесхоза, что подтверждается материалами лесоустройства, изготовленными Белорусской и Брянской лесоустроительными экспедициями в 1988 и 2002 годах.
На кадастровый учет спорный земельный участок поставлен по заявке ОАО "Кузбассэнерго", филиалом которого является Новокемеровская ТЭЦ, на основании материалов лесоустройства 24.12.2001; участку присвоен кадастровый номер 42:04:023414:08.
28.01.2003 ООО "ФОРЭКС" по договору купли-продажи с ОАО "Кузбассэнерго" приобрело туристическую базу в собственность.
Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области 11.06.2003 принято решение N 4-2/450 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 42:04:023414:08 в собственность ООО "ФОРЭКС". При этом в решении указано, что предоставляемый в собственность участок относится к землям особо охраняемых территорий, оборот которых действующим законодательством не ограничен.
Заместителем прокурора Кемеровской области указанное решение Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области обжаловано на тех основаниях, что согласно материалам лесоустройства земельный участок, предоставленный оспариваемым ненормативным актом в собственность ООО "ФОРЭКС", относится к землям лесного фонда, оборот которого в соответствии с требованиями статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным. Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходит из того, что спорный земельный участок по данным единого государственного реестра земель относится к землям лесного фонда. При выписке из реестра формы В.1 (кадастровый план), предоставленной ООО "ФОРЭКС" в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, было ошибочно указано, что земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий.
Кассационная инстанция полагает, что данные выводы первой инстанции Арбитражного суда Кемеровской области основаны на нормах материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 28 Федерального Закона РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).
Единый государственный реестр земель, согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения права на земельный участок юридические лица, представляют в уполномоченный орган соответствующее заявление и кадастровый план земельного участка.
Общим требованием, предъявляемым к документам, представляемым в уполномоченный орган, а затем и на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является требование о том, что данные документы должны отражать только достоверную информацию.
Нормами права, содержащимися в пункте 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", установлено, что кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Суд первой инстанции, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установил, что сведения, содержащиеся в графе "категория земель" кадастровой карты, предоставленной ООО "ФОРЭКС" в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, не соответствуют записи в едином государственном реестре земель, а также материалам лесоустройства, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 42:04:023414:08 относится к землям лесного фонда.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области не имел права выносить решение N 4-2/450 от 11.06.2003 на основании документов, содержащих недостоверные сведения, основано на нормах права и достоверно установленных фактических обстоятельствах.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 42:04:023414:08 в едином государственном реестре земель обозначен как участок, относящийся к землям лесного фонда, а в кадастровой карте, предоставленной ООО "ФОРЭКС", отнесен к землям особо охраняемых территорий, оборот которых не ограничен, лица, участвующие в деле, в том числе ООО "ФОРЭКС" и Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, не оспаривают.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, основывалась на том, что при принятии решения неправильно применена норма права, предусмотренная статьей 21 Федерального Закона "О государственном земельном кадастре".
Исправление в кадастровом плане сведений об отнесении земельного участка к той или иной категории земель затронет интересы ООО "ФОРЭКС", поэтому исправления в кадастровый план могут быть внесены только в судебном порядке.
До настоящего момента исправления в кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 42:04:023414:08 в установленном законом порядке не внесены.
Вывод суда первой инстанции об отнесении земельного участка не к землям особо охраняемых территорий (как указано в кадастровом плане), а к землям лесного фонда необоснован.
Однако в соответствии с нормами статьи 21 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в пятидневный срок после их обнаружения.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Судом установлено, что единый государственный реестр земель содержит достоверные сведения о земельном участке с кадастровым номером 42:04:023414:08 и внесение в него изменений не требуется.
Нормы права статьи 21 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" не содержат в себе правила внесения исправлений технических ошибок, совершенных при составлении уполномоченными лицами выписок (кадастровых карт), выдаваемых в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" на основании достоверных сведений, содержащихся в едином государственном реестре земель.
Таким образом, утверждение суда апелляционной инстанции о том, что решение N 4-2/450 от 11.06.2003 Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области можно признать недействительным только после внесения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 21 Федерального закона "О государственном земельном) кадастре", изменений в единый государственный реестр земель, основано на неверном расширительном толковании данной нормы права.
При данных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении требования заместителя прокурора Кемеровской области и признал недействительным решение Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 11.06.2003 N 4-2/450 о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "ФОРЭКС" земельного участка с кадастровым номером 42:04:023414:08, находящегося по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район 200 метров восточнее с. Елыкаево, в 600 метрах от реки Томь, на землях ТЛД Елыкаевская, общей площадью 60 000 кв.м., как противоречащее лесному и земельному законодательству и нарушающее интересы государства в лице Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Данное решение суда не является препятствием ООО "ФОРЭКС" для повторного обращения с вопросом о предоставлении данного участка ему в собственность после перевода с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры данного земельного участка из состава земель лесного фонда в состав земель нелесного фонда.
Ввиду изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 287, часть 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области 31.08.2004 по делу N А27-792/04-5 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 16.04.2004, принятое по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2004 г. N Ф04-8708/2004(6919-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании