Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 марта 2004 г. N Ф04/1523-442/А45-2004
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Г. обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 73 от 09.04.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Карасукскому району Новосибирской области (далее Инспекция МНС РФ) о наложении штрафа на основании статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекса) в размере 4 000 рублей за несвоевременное оприходование денежной выручки.
Заявление мотивировано отсутствием в действиях индивидуального предпринимателя Г. состава административного правонарушения.
Решением суда от 21.10.2003 (судья М.Л.М.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2004 (судьи: М.А.И., Ш., П.) решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции указали на истечение срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, так как неоприходование в кассу денежной наличности не является длящимся правонарушением и, следовательно, срок, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности, исчисляется с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции по делу и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах определяется, в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, по истечению одного года со дня совершения административного правонарушения.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговый орган протоколом об административном нарушении от 26.03.2002 установил при выездной налоговой проверке совершение предпринимателем Г. административного правонарушения в виде не оприходования выручки в размере 859 рублей 10 копеек за 2002 г. при осуществлении денежных расчетов с населением, то есть за нарушение порядка ведения кассовых операций, установленного Законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ и Порядком ведения кассовых операций.
Судебными инстанциями установлено совершение Г. административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции исходили из того, что предприниматель Г. привлечена к административной ответственности по истечению срока давности, в нарушение статьи 14.5 Кодекса. Неоприхордование в кассу денежной наличности не является длящимся правонарушением, следовательно, срок, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности, исчисляется с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения. Из материалов дела следует, что правонарушение в виде неоприходования 859 рублей 10 копеек совершено 29.07.2002.
Кассационная инстанция поддерживает выводы первой и апелляционной инстанций о нарушении налоговым органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности исходя из следующего:
Статья 4.5 Кодекса предусматривает срок давности привлечения к административной ответственности - два месяца со дня совершения, а при длящемся правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения. Срок является пресекательным, поэтому истечение названного срока, независимо от причин, не подлежит восстановлению. По данному делу это является безусловным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, что соответствует пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Выводы суда являются правильными, обоснованными, соответствуют установленным обстоятельствам и доказательствам по делу.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции оснований для их переоценки не имеется.
Нормы материального права суд применил правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Исходя из изложенного, судебный акт по делу отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 274, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 21.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8269/03-СА20/388 - оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Карасукскому району Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2004 г. N Ф04/1523-442/А45-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании