Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 декабря 2004 г. N Ф04-9074/2004(7196-А27-35)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Архонт прим" (далее - общество) штрафа в размере 56 634 рублей на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 23.04.2004 (судья Б.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2004 (судьи С.В.К., Л., С.Е.П.), в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд исходил из того, что отсутствуют правовые основания для привлечения общества к налоговой ответственности.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт о взыскании с общества штрафа, указывая, что фактом представления налоговой декларации является представление декларации по установленной форме на бумажном носителе в соответствующий срок. Обществом расчет земельного налога за 2002 был сдан на бланке не установленного образца.
Отзыв на кассационную жалобу от общества не поступил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, обществом 30.04.2002 в налоговый орган в составе налоговой отчетности за первый квартал 2002 сдан расчет земельного налога за 2002. Поскольку расчет был представлен не на бланке установленного образца, 30.06.2003 обществом в налоговый орган направлена налоговая декларация по земельному налогу за 2002. Решением налогового органа от 15.09.2003 N 22006 общество было привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании штрафа, суд неправильно применил нормы материального права.
Как следует из статьи 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что расчет земельного налога представлен обществом своевременно, принят налоговым органом, сумма исчисленного налога в расчете и в декларации указана одинаковая, уплачена вовремя, в установленный статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций никакие дополнительные документы у общества истребованы не были.
На основании указанных фактических обстоятельств судом сделан вывод о том, что расчет считается принятым в том виде, в котором он был представлен, а налоговым органом не было усмотрено нарушений в действиях налогоплательщика.
Вывод суда является ошибочным, противоречащим положениям статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку обязанность представления налоговой декларации по установленной форме возложена указанной статьей на налогоплательщика.
Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Расчет земельного налога за 2002, представленный обществом в налоговый орган, нельзя расценить как налоговую декларацию, поскольку он, как установлено судом, не соответствует установленной форме.
Налоговая декларация по земельному налогу по установленной форме представлена обществом в налоговый орган только 30.06.2003, то есть с нарушением законодательно установленного срока. Поэтому налоговым органом общество обоснованно привлечено к ответственности на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представление обществом расчета земельного налога в установленный срок может лишь служить основанием для рассмотрения вопроса о возможности смягчения, а не освобождения от ответственности за налоговое правонарушение.
На основании изложенного принятые по делу судебные акты об отказе во взыскании налоговой санкции подлежат отмене.
Поскольку расчет суммы налоговой санкции не был предметом исследования судом первой и апелляционной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-85/2004-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2004 г. N Ф04-9074/2004(7196-А27-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании