Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 апреля 2004 г. N Ф04/1719-189/А75-2004
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к предпринимателю Р. о взыскании налоговых санкций в размере 4461242 руб.
Решением от 25.09.2003. (судья О.) требования налоговой инспекции удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2003. (судьи Л., П., К.) указанное решение изменено: с предпринимателя взысканы налоговые санкции в размере 2504,10 руб. за нарушение срока представления налоговой декларации о доходах. В удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании с предпринимателя налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление деклараций по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов и по налогу на добавленную стоимость отказано.
В кассационной жалобе МРИМНС просит постановление суда апелляционной инстанции в части отмены решения суда от 25.09.2003 в части привлечения к ответственности за непредставление деклараций по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 1904800 отменить. В качестве оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части налоговая инспекция указывает неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Считает, что предприниматель обязан представлять налоговые декларации по НДС, поскольку в соответствии со статьями 23, 80, 174 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком названного налога. Представитель ответчика просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого налоговым органом судебного акта.
Как видно из материалов дела, по итогам совместной выездной налоговой проверки, проведенной МРИМНС N 3 по ХМАО и налоговой полицией, предпринимателя Р. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 30.09.2001 налоговой инспекцией принято решение N 03-02/280 от 26.07.2002 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление деклараций о доходах за 2000 год, по НДС за 1, 2, 3 кварталы 2001 года, по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов за 1, 2, 3, 4 кварталы 2000 года, статьей 122 названного Кодекса за неполную уплату указанных налогов, а также ст. 123 Кодекса.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ, с 01.01.2001 на индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность по исчислению и уплате НДС.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-Ф3 "О государственной поддержке малого предпринимательства" предприниматель Р. является субъектом малого предпринимательства.
Статьей 9 этого же Закона предусмотрено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2002 N 37-О, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 01.07.1999 N 111-О установлено, что на основании нормы абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-Ф3 новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, до дня официального введения нового регулирования.
Учитывая, что статус индивидуального предпринимателя был получен Р. 14.04.1998, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у предпринимателя обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по НДС в период с момента государственной регистрации и до 14.04.2002. Поскольку в данном случае увеличение налогового бремени в результате признания с 01.01.2001 индивидуальных предпринимателей плательщиками НДС ухудшает положение последних по сравнению с условиями налогообложения, действовавшими на момент их государственной регистрации.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права в обжалуемой налоговым органом части кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 08.12.2003. по делу N А75-15-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2004 г. N Ф04/1719-189/А75-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании