Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 марта 2004 г. N Ф04/1534-285/А45-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Омскоблгаз" (далее по тексту ОАО "Омскоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным пунктов 2 и 5 решения от 06.06.2003 N 10/2-6999 инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту Инспекция).
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Омскоблгаз" уточнило предмет заявленных требований и просило признать недействительным решение Инспекции в полном объеме.
В обоснование заявленных требований ОАО "Омскоблгаз" указало, что обоснованно использовало льготу, предусмотренную п. "а" ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 N 2030-1 и данный закон не содержит требований о ведении раздельного учета имущества как необходимого условия получения льготы.
Арбитражный суд (судья П.Е.В.) решением от 16.12.2003 требования ОАО "Омскоблгаз" удовлетворил.
Принятое решение постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2003 (судьи: С., П.Е.В. и К.) оставлено без изменения, апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
Принимая судебные акты, судебные инстанции применили ст. 2 и 5 Закона "О налоге на имущество предприятий", ст.ст. 1 и 4 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требовании ОАО "Омскоблгаз" отказать.
По мнению Инспекции, предприятие в целях применения льготы обязано было применить раздельный учет имущества в соответствии с п. 6 Инструкции ГСН "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" от 08.06.1995 N 33 (далее по тексту Инструкция N 33).
ОАО "Омскоблгаз" отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель ОАО "Омскоблгаз" поддержала возражения на доводы, содержащиеся в кассационной жалобе.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства сторона надлежащим образом уведомлена.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями ст.ст. 284 и 286 АПК РФ, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права при принятии судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает оснований для их изменения или отмены.
Из материалов дела следует, что ОАО "Омскоблгаз" оказывает услуги по газоснабжению населения, газоснабжению предприятий в коммунально-бытовых целях и для использования газа в промышленных целях.
Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации ОАО "Омскоблгаз" по налогу на имущество за 2002 год и установила, что предприятие необоснованно заявило льготу на 104878 руб.
Инспекция считает, что поскольку предприятие не вело раздельного учета имущества, используемого для нужд жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер, и имущества, с помощью которого оказываются услуги в производственной сфере, использование льготы по налогу на имущество неправомерно, имущество подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Решением от 06.06.2003 N 10/2-6999 ОАО "Омскоблгаз" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и ему предложено уплатить недоимку и пени.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом в соответствии облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
На основании п. "а" ст. 5 этого же Закона стоимость имущества предприятия исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативная стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Согласно п.п. а, п. 6 Инструкции N 33 для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа соответствующим объектам) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.
При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора "Отраслей народного хозяйства" с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 годах и Госстандартом России 1992-1994 годах, г. Москва, ВЦ Госкомстат России 1994 год) следует относить объекты жилищно-коммунальной сферы - объекты газо-, тепло-, электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд.
В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного в настоящем пункте имущества.
ОАО "Омскоблгаз" оказывает услуги по газоснабжению населения, газоснабжению предприятий в коммунально-бытовых целях и для использования газа в промышленных целях.
Осуществляя деятельность по оказанию услуг по газоснабжению населения, газоснабжению предприятий в коммунально-бытовых целях и для использования газа в промышленных целях ОАО "Омскоблгаз" использует свое имущество - газовые сети, как единый объект.
Судом установлено и Инспекцией не оспаривается, что ОАО "Омскобгаз" согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1 75 018 присвоен код 90214 6 газоснабжение - организации по эксплуатации газовых распределительных сетей и распределению газа на коммунально-бытовые нужды и населению.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Из ст. 4 НК РФ следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации. Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Инструкция N 33 издана на основании Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
С учетом изложенного арбитражный суд кассационной инстанции выводы суда о том, что данный инвентарный объект невозможно разделить по объектам, предназначенным для жилищно-коммунальных и для производственных целей и, что Инструкция N 33 в части установления требования о ведении раздельного учета имущества фактически дополняет Федеральный закон, считает правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 16.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-286/03(А-1164/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2004 г. N Ф04/1534-285/А45-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании