Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 июля 2004 г. N Ф04/3810-1566/А27-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ЗСМК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - Инспекция МНС) от 17.10.2003 N 942 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно ОАО "ЗСМК" заявило ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета налоговому органу совершать любые действия по принудительному взысканию 201 353,49 руб. пеней, начисленных на основании оспариваемого решения от 17.10.2003 N 942, а также совершать действия по проведению зачета излишне уплаченного налога в счет погашения указанной суммы начисленных пеней.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.12.2003 (судья Д.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 31.03.2004 (судьи: С., В., М.), заявление ОАО "ЗСМК" о принятии обеспечительных мер удовлетворено. Инспекции МНС до принятия судом решения по делу запрещено совершать действия по принудительному взысканию 201 353,49 руб. пеней, начисленных на основании решения налогового органа от 17.10.2003 N 942, в том числе по проведению зачета излишне уплаченного налога.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятые обеспечительные меры по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела. Инспекцией МНС проведена камеральная проверка представленных ОАО "ЗСМК" уточненных деклараций по НДС за октябрь и ноябрь 2002 года. По результатам проверки Инспекцией МНС вынесено решение от 17.10.2003 N 942 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному решению заявителю доначислены пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 201 353,49 руб.
Полагая, что решение Инспекции МНС от 17.10.2003 N 942 не соответствует нормам действующего налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "ЗСМК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, одновременно заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер в порядке статей 90, 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Арбитражный суд Кемеровской области правомерно удовлетворил ходатайство ОАО "ЗСМК" о принятии обеспечительных мер в виде запрета Инспекции МНС совершать действия по принудительному взысканию 201 353,49 руб. пеней, начисленных на основании оспариваемого решения, в том числе по проведению зачета излишне уплаченного налога до принятия судом решения по делу. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы.
В соответствии со ст. 90 АПК арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В части 2 названной статьи указано, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю.
Приведенный в ст. 91 АПК перечень обеспечительных мер не является исчерпывающим, суд может принять иные обеспечительные меры. Согласно ч. 3 ст. 199 АПК обеспечительной мерной может быть приостановление действия оспариваемого акта, решения. Решая вопрос о принятии обеспечительных мер, суд принимает во внимание то обоснование необходимости их применения, которое указано заявителем.
В обоснование заявленного ходатайства ОАО "ЗСМК" ссылается на наличие у налогового органа права производить бесспорное взыскание пеней, что повлечет причинение ему значительного ущерба: лишит заявителя возможности своевременно вносить в бюджет и внебюджетные фонды обязательные платежи, своевременно выплачивать заработную плату работникам предприятия, рассчитываться с контрагентами по договорным обязательствам, а также приведет к невозможности исполнения мирового соглашения, заключенного с конкурсными кредиторами. Кроме того, заявитель указывает на затруднительность возврата взысканных налоговым органом денежных средств в случае признания оспариваемого решения Инспекции МНС незаконным, т.к. это будет связано с дополнительными материальными и временными затратами.
Запретив Инспекции МНС до принятия судом решения по делу совершать действия по принудительному взысканию 201 353,49 руб. пеней, начисленных на основании решения налогового органа от 17.10.2003 N 942, в том числе по проведению зачета излишне уплаченного налога, судебные инстанции обоснованно исходили из возможности Инспекции МНС взыскать пени на основании статей 46, 47, 76 НК в бесспорном порядке, в т.ч. путем обращения взыскания на имущество заявителя, что может существенно затруднить восстановление его нарушенных прав в случае удовлетворения заявленных требований. Установленная же законом процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей сложна и продолжительна во времени.
Кроме того, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.05.2004 решение Инспекции МНС от 17.10.2003 N 942 признано недействительным в связи с несоответствием нормам Налогового кодекса РФ.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела. дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и основании для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 10.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 31.03.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17632/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2004 г. N Ф04/3810-1566/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании