Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 марта 2004 г. N Ф04/1340-233/А46-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество ТПИ "Омскгражданпроект" (далее по тексту ОАО ТПИ "Омскгражданпроект") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта - письма от 03.06.2003, N 05/6842 инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному органу г. Омска (далее г. Омск).
До рассмотрения дела по кассационной жалобе представителем ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что по другому делу N А26-4112/03-26, находящемуся в производстве Арбитражного суда Республики Карелия о признании недействительными решения налогового органа об уплате налога на пользователей автодорог действия об отказе в возврате излишне уплаченной суммы, судом направлен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности закона, подлежащего применению по данному делу.
В подтверждении данного обстоятельства суду кассационной инстанции представлено определение о приостановлении производства от 18.11.2003 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-7416/03-2.
Заявленное ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" ходатайство рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Доказательств того, что Арбитражным Судом Республики Карелии направлен запрос и, что этот запрос принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, не представлено.
Ни одной из сторон по делам, находящимся в производстве Арбитражного суда Республики Карелии ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" не является.
Судебные акты по настоящему делу, по которому ОАО "ТПИ "Омскгражданпроект" подало кассационную жалобу, вступили в законную силу.
Арбитражный суд поступившее ходатайство разрешает после заслушивания мнения других лиц, участвующих в деле. Доказательств подтверждающих направление Инспекции заявленного письменного ходатайства о приостановлении производства по делу ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" не представило.
По вышеуказанным основаниям арбитражный суд кассационной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" и рассматривает дело по правилам ст.ст. 284 и 286 АПК РФ.
В обосновании заявленных требований ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" указало, что налог на пользователей автодорог за сентябрь месяц и 4 квартал 2002 года взиманию не подлежит и ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ (далее Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ) ухудшает положение налогоплательщика.
Решением от 24.09.2003 первой инстанции арбитражного суда (судья Ч.) требования ОАО "Омскгражданпроект" удовлетворены.
Принимая решение, арбитражный суд применил ст. 1, 2 и 5 НК РФ и ст. 21 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Постановлением от 24.12.2003 апелляционной инстанции арбитражного суда (судьи: П., К. и В.) решение первой инстанции отменено и по делу принято новое решение в удовлетворении требования ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" отказать.
Отменяя принятое по делу решение, апелляционная инстанция применила ст. 4 и ст. 20 Федерального закона от 24.07.2004 N 110-ФЗ и ст. 5 НК РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при принятии судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что ОАО "Омскгражданпроект" обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате сумм уплаченных в сентябре и 4 квартале 2002 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, поскольку на основании Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ данный налог с 01.09.2002 исключен из перечня федеральных налогов, указанных в ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1.
Инспекция письмом от 03.06.03 N 05/6842 в возврате уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог отказала.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ настоящий закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие в ином порядке.
Из ст. 20 этого Закона следует, что Правительству Российской Федерации при подготовке проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций на финансирование дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и компенсаций выпадающих доходов в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог в размере не менее 36 миллиардов рублей.
На основании пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При сложившихся по делу обстоятельствах и с учетом, вышеизложенных правовых норм, вывод апелляционной инстанций арбитражного суда о том, что положение Федерального закона N 110-ФЗ. отменяющие налог на пользователей автодорог, вступают в силу не ранее 01.01.2003, то есть не ранее первого числа очередного налогового периода соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ст. 289 и ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 24.12.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N 10-464/03 (А-1181/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. N Ф04/1340-233/А46-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании