Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 марта 2004 г. N Ф04/1353-98/А81-2004
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам N 2. г. Москва, обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о взыскании с ООО "Уренгойгазпром" налоговых санкций в сумме 9 526 603 руб. 20 коп. за непредставление в установленный срок налоговой декларации.
В обоснование заявленных требований налоговый орган сослался на то, что ООО "Уренгойгазпром" представил декларации, нарушив установленные сроки на один полный и один неполный месяцы.
Решением от 11.09.2003 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья М.) в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что отсутствует события налогового правонарушения в связи с отменой с 01.09.2002 налога на пользователей автомобильных дорог.
Постановлением от 26.11.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судьи Г., Б., К.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, указав на то, что налоговый орган при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности грубо нарушил права налогоплательщика, который не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки и соответственно не смог представить свои объяснения и возражения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, судами не применен закон, подлежащий применению и неправильно истолкован закон, а именно: утверждение суда о фактической отмене и прекращении взимания налога с 01.09.2002.
Налоговый орган считает, что налог на пользователей автомобильных дорог не отменен и исчисляется и уплачиваться налогоплательщиками в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах" и статьей 4 Федерального закона N 110-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Уренгойгазпром" просит оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, так как налог на пользователей автодорог не заменен транспортным налогом, а отменен с 01.09.2002 г. Поскольку не соблюдены налоговым органом требования статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации общество считает это основанием для отмены решения налогового органа.
Заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу.
Материалами дела установлено, что 02.12.2002 Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации N 2 по крупнейшим налогоплательщикам была проведена камеральная проверка ООО "Уренгойгазпром" по вопросу своевременности представления бухгалтерской и налоговой отчетности, в ходе которой выявлено нарушение сроков представления налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года, установленного Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", п. 10 Инструкции от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О территориальном дорожном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа" N 13 от 19.03.96.
По результатам проверки принято решение N 04-05/13 от 09.01.2003 о привлечении ООО "Уренгойгазпром" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 9 526 603 руб. 20 коп. за нарушение сроков представления налоговой декларации.
Поскольку предприятие добровольно штраф не уплатило, налоговый орган обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в иске, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из факта, что с 01.09.2003 г. отменен налог на пользователей автодорог, в связи с чем отсутствует событие налогового правонарушения.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона N 110-ФЗ, пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог.
Из пункта 1 статьи 19 названного закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источником образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 4 Закона N 110 ФЗ на налогоплательщиков возложена обязанность исчисления и уплаты налога на пользователей автодорог по выручке за продукцию, отгруженную или оплаченную на 01.01.2003 г. в срок до 15.01.2003 г.
Статья 20 названного закона прямо предусматривает, что данный налог отменяется с 01.01.2003 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплатить, если такая обязанность предусмотрена законодательством в налогах и сборах, а так же бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Установление срока представления налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог п. 42 Инструкции МНС России от 04.04.2000 г. нельзя признать правомерным, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны для подразделений органа, его издавшего.
Статья 15 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете" содержит норму, обязывающую хозяйствующие субъекты представлять в налоговый орган и иные органы именно бухгалтерскую отчетность, в установленные сроки, а налоговая декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог не входит в состав бухгалтерской отчетности.
Согласно статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, налог считается уплаченным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики, элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога).
Сроки уплаты на пользователей автомобильных дорог в Федеральный фонд Российской Федерации предусмотрен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее Порядок). Согласно названному Порядку, налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15-числа за прошедший месяц.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда в Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации. В законе Ямало-Ненецкого автономного округа "О территориальном дорожном фонде ЯНАО" N 13 от 19.03.96 г. в редакции от 11.03.2001 N 20-ЗАО сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не были установлены. Это позволяет сделать вывод, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по предоставлению указанной налоговой декларации, что в свою очередь исключает возможность привлекать налогоплательщика по этим основаниям к ответственности.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, сделал правильный вывод по существу спора, однако не правильно применил нормы материального права. В связи с чем, кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 11.09.2003 первой и постановление от 26.11.2003 апелляционной инстанций Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-1554/2802А-03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. N Ф04/1353-98/А81-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании