Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 марта 2004 г. N Ф04/1510-274/А46-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее-ОАО) АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000-2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу.
В обоснование заявленных требований ОАО АТП-1 "Омскагропромстройтранс" сослалось на то, что в 2000-2001 годах в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы им производился расчет земельного налога последовательно с учетом повышающих коэффициентов к ставкам означенного налога. Указанные повышающие коэффициенты на 2000-2002 годы должны были применяться к ставке 1998 года в конкретном году. В связи с последовательным применением повышающих коэффициентов, предприятие излишне уплатило за 2002 год земельный налог в сумме 259680, 36 руб.; за 2001 год - 121365,22 руб.; за 2000 год - 92241, 31 руб.
Решением от 15.10.2003 Арбитражного суда Омской области (судья С.О.А.) в удовлетворении заявленных требований общества было отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что установленные законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых нормативными актами. Соответственно, индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок и в каждом последующем году коэффициент применяется к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года.
Постановлением от 21.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области (судьи С.Г.В., К.Е.П., П.Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции по существу спора.
В кассационной жалобе ОАО АТП-1 "Омскагропромстройтранс" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм материального права. Утвержденный Федеральный Закон от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога" размер ставок земельного налога не изменялся законами о бюджете на 1999-2001 г.г., изменялись только поправочные коэффициенты, действующие конкретно определенный финансовый год. Поэтому применение в каждом последующем году при исчислении земельного налога коэффициента установленного утратившим силу нормативным актом не основано на законе. Кроме того, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации в качестве элемента налоговой - ставки коэффициенты не предусмотрены, поэтому налогоплательщик считает, что с 01.01.1999 поправочные коэффициенты могут влиять только на порядок исчисления налога в конкретном финансовом году.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что 03.04.2003 ОАО АТП-1 "Омскагропромстройтранс" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000-2003 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 473286 руб. 89 коп. в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущих платежей по указанному налогу.
Решение о зачете либо отказе в возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды налоговым органом в адрес ОАО АТП-1 "Омскагропромстройтранс" не было направлено, в связи с чем ОАО АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исходя из положений ст.ст. 3, 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1992, на юридических лиц возложена обязанность не позднее 1 июля представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивать налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Арбитражный суд первой инстанции, исследуя в полном объеме доводы сторон по существу спора, пришел к выводу, что при расчете земельного налога средние ставки его применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.1999 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.1999 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1, 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1; ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ) федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно - территориальных образований.
При таких обстоятельствах, ОАО АТП-1 "Омскагропромстройтранс" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999-2001 годах и уплатило их в полном объеме. Это подтверждается материалами дела.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований; находит, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. По изложенным выше основаниям, в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 15.10.2003 первой и постановление от 21.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 марта 2004 г. N Ф04/1510-274/А46-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании