Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 июня 2004 г. N Ф04/3361-483/А75-2004
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Инвина" (далее по тексту ООО "Инвина") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконным решения N 3817 от 24.11.2003 Департамента Экономической политики Ханты-Мансийского автономного округа (далее по тексту Департамент) и обязать Департамент выдать аттестат аккредитации, дающий право на поставку алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
В обоснование заявленных требований ООО "Инвина" указало, что обжалуемое решение принято с нарушением Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания" от 15.12.1998 N 1493.
Решением арбитражного суда от 03.02.2003 (судья К.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2004 (судьи: Я., М. и К.), требования ООО "Инвина" удовлетворены.
Принимая судебные акты, судебные инстанции арбитражного суда применили Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания" от 15.12.1998 N 1493 и Инструкцию по проведению конкурса по аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, утвержденную приказом Департамента от 02.08.2002 N 6.
ООО "Инвина" в кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями ст. 284 и ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм права при принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает оснований для их отмены.
Из материалов арбитражного дела следует, что ООО "Инвина" обратилось в Департамент с заявкой от 26.09.2003 на участие в открытом конкурсе по аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, который согласно объявлению об его проведении должен был состояться 28.10.2003.
ООО "Инвина" в заявке указало, что имеет складские помещения на территории г. Екатеринбурга и приложило пакет документов.
Дата проведения вышеназванного конкурса была перенесена на 24.11.2003.
Письмом от 24.11.2003 N 3817 Департамент проинформировал ООО "Инвина" о том, что организации, осуществляющие поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, проходят аккредитацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, возвратив при этом приложенный к заявке пакет документов.
Полагая, что данное письмо Департамента является отказом предприятию в аккредитации, ООО "Инвина" обратилось с заявлением в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ в целях контроля качества и объема поступающей в розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции Правительство Российской Федерации устанавливает единый порядок аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Субъекты Российской Федерации могут проводить аккредитацию организаций в соответствии с единым порядком аккредитации.
Такой порядок установлен Правилами аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1995 N 1493 (далее по тексту Правила)
В соответствии с этими Правилами поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории субъекта Российской Федерации осуществляют организации независимо от организационно-правовой формы, имеющие лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию (п. 2 Правил).
Аккредитация проводится в целях концентрации объемов поставок алкогольной продукции, осуществляемых организациями-поставщиками, обеспечения ими контроля за качеством и объемами алкогольной продукции, поставляемой для розничной торговли и общественного питания, с учетом анализа спроса к предложений на региональном рынке алкогольной продукции, ее производства и оборота на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также необходимости сохранения условий для добросовестной конкуренции в данной сфере (п. 3 Правил).
Аккредитация осуществляется на конкурсной основе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органом по аккредитации создается конкурсная комиссия, в состав которой входят представители заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов (п. 4 Правил).
Участниками конкурса могут быть организации, имеющие государственную регистрацию и лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции, обратившиеся в орган по аккредитации с заявлением об участии в конкурсе.
Филиалы организации-поставщика проходят аккредитацию по месту своего нахождения (п. 6 Правил).
В случае необходимости после проведения экспертизы представленных документов орган по аккредитации может назначить обследование участников конкурса (п. 12 Правил).
Согласно подпункту "б" п. 14 Правил одним из основных критериев при выявлении победителей конкурса является соответствие складских помещений объему ежемесячного оборота алкогольной продукции, а условий ее хранения и транспортировки - требованиям нормативных документов.
Из правового анализа вышеназванных законодательных норм следует, что организация вправе получить аккредитацию на осуществление поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания только на территории субъекта Российской Федерации по месту своего юридического адреса, на территории другого субъекта Российской Федерации такую аккредитацию вправе получить филиал этой организации при условии соблюдения требований Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Правил.
По изложенным мотивам доводы ООО "Инвина" признаны несостоятельными.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 03.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.03.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-602-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июня 2004 г. N Ф04/3361-483/А75-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании