Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 сентября 2004 г. N Ф04-6302/2004(А45-4426-31)
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Западно-Сибирская железная дорога" МПС Российской Федерации (далее - ФГУП ЗСЖД МПС РФ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 15.08.2003 N ОФ-10-16/242 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым предложено перечислить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере - 1 081 349 руб., заявленную в уточненной декларации по НДС за февраль 2003 года в качестве налоговых вычетов.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2004 (судья: М.) заявленные требования ФГУП ЗСЖД удовлетворены в полном объеме.
Суд мотивировал данный вывод тем, что отказ в применении налоговых вычетов необоснован, так как заявителем соблюдены все условия, установленные налоговым законодательством для применения налоговых вычетов по НДС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 создано ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), Распоряжением от 30.09.2003 N 4557-р/б-р/884р имущество ФГУП ЗСЖД МПС РФ сводным передаточным актом передано в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД", с 01.10.2003 Западная-Сибирская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД".
Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2004 (судьи: М., П., Ш.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ФГУП ЗСЖД МПС РФ.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями нарушены нормы материального права, а именно статьи 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. По выполненным работам и поставленному оборудованию от имени заказчика отсутствуют сводные счета-фактуры, с приложением счетов-фактур от поставщиков и подрядчиков, платежные документы, подтверждающие факт оплаты.
Полагает, что при отсутствии договорных отношений между ФГУП ЗСЖД МПС РФ и МПС РФ основания для предъявления к вычету суммы налога по объекту, полученному от МПС РФ и введенным в эксплуатацию, у заявителя не возникает, так как при их передаче не возникает объекта налогообложения НДС.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД", а также его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ФГУП ЗСЖД МПС РФ 16.05.2003 была представлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за февраль 2003 года, согласно которой налогоплательщиком применены налоговые вычеты в сумме 1 081 349 руб., которая была уплачена подрядчику при осуществлении капитального строительства волоконно-оптической линии связи на участке Исилькуль-Омск.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 15.08.2003 N ОФ-10-16/242 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которое оставлено без изменения решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области от 04.12.2003.
Оспариваемым решением ФГУП ЗСЖД МПС РФ предложено перечислить в срок, указанный в требовании об уплате налога, сумму НДС в размере 1 081 349 руб. как необоснованно заявленную в качестве налоговых вычетов в феврале 2003 года.
Причины отказа в применении указанных налоговых вычетов мотивированы налоговой инспекцией следующим: налогоплательщиком не представлен договор генерального подряда на строительно-монтажные работы между ФГУП ЗСЖД МПС РФ и подрядчиком ЗАО "Компания Транстелеком"; отсутствуют договорные отношения между ФГУП ЗСЖД МПС РФ и МПС РФ; счета-фактуры по объектам строительства выставлены в адрес МПС РФ; оплата по договору осуществлялась МПС РФ.
Дополнительно в решении Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области от 04.12.2003 указано на нарушение налогоплательщиком пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что объект капитального строительства принят на учет в апреле 2003 года, в то время как налоговый вычет применен в феврале 2003 года.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции. ФГУП ЗСЖД МПС РФ обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", действовавшего в проверенном периоде, порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.
Пунктом 2 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного приказом Центрального банка Российской Федерации от 25.03.1994 N 82 по согласованию с МПС России, исходя из. особенности организации железнодорожных перевозок грузов и пассажиров и расчетов за них, предусмотрено, что денежные поступления от перевозок, зачисляемые на доходные счета МПС, открытые железным дорогам, принадлежат им не полностью и должны распределяться между железными дорогами-участницами перевозок.
В соответствии с Федеральным законом от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" и Положением о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 848, на Министерство возложена функция распределения между железными дорогами доходов от перевозок.
Для обеспечения эксплуатационной деятельности железных дорог МПС осуществляет финансирование железных дорог в счет причитающихся им доходов от перевозок. Перечисление денежных средств с основных доходных счетов МПС производится в соответствии с заключенными договорами в пределах установленного лимита финансирования и имеющихся средств на счетах (пункты 7, 9 указанного Положения).
Письмом от 19.12.2002 N 04-0311/72 Министерство финансов разъяснило, что в случае приобретения основных средств, оплату за которые производит МПС РФ, а учет (оприходование) - организации железных дорог, последние вправе предъявлять к вычету сумму НДС, указанную в "авизо", при наличии официального подтверждения от МПС РФ факта оплаты указанных средств.
Согласно пункту 2.5.13 Указаний Министерства путей сообщения РФ от 29.12.2001 N И-2036у при централизованных расчетах по оплате объектов основных средств через счета внутренних расчетов передаются железным дорогам, другим организациям стоимость приобретенных основных средств и суммы НДС для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость. В связи с указанными отраслевыми особенностями в счетах-фактурах, предъявляемых поставщиками, централизованно оплаченных основных средств, в качестве покупателя обозначается МПС России, а получателем - железные дороги. Принятие к учету основных средств, оплаченных МПС, осуществляется на железных дорогах (отделениях) на основании "авизо" (форма ФРУ-13) от МПС России и копий счетов-фактур от поставщиков.
Судом установлено и следует из материалов дела, работы по созданию единой магистральной цифровой связи на участке Исилькуль-Омск велись на договорной основе между МПС, которое финансировало указанные работы в интересах ФГУП ЗСЖД МПС РФ, и подрядчиком - ЗАО "Компания Транстелеком".
Факт оплаты объекта МПС РФ подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговой инспекцией. Также налоговой инспекцией не оспаривается факт постановки заявителем объекта на учет в качестве основного средства.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса, и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
В связи с указанными отраслевыми особенностями следует признать, что ФГУП ЗСЖД МПС РФ правомерно предъявило к вычету 1 081 349 руб. НДС, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 28.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21648/03-САЗ/790 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. N Ф04-6302/2004(А45-4426-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании