Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 сентября 2004 г. N Ф04-6312/2004(А46-4460-31)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Управление механизации завода сборного железобетона N 1" (далее - ООО "УМЗСЖ N 1") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 22.01.2004 (судья: С.О.А.) суд первой инстанции частично удовлетворил требования ООО "УМЗСЖ N 1" и признал недействительным решение налоговой инспекции от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП в части взыскания с заявителя налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4 520 руб., неполностью уплаченного налога на землю в сумме 281 491 руб. и пени в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд исходил из того, что при определении размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, подлежала применению ставка земельного налога, определенная органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, а именно, ставка налога, установленная решением Омского Горсовета от 06.02.2002 N 452, в размере 15 рублей за кв.м. в год, что не было учтено ни заявителем при исчислении земельного налога на 2003 год согласно уточненной декларации, ни налоговым органом при вынесении обжалуемого решения.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2004 (судьи: С.Г.В., П., Ч.) решение суда первой инстанции изменено.
Решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения ООО "УМЗСЖ N 1" к налоговой ответственности в виде штрафа и предложения его уплатить, предложения уплатить земельный налог в сумме 618 870 руб. и пени за исключением пеней, исчисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки по налогу 157 795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении заявления ООО "УМЗСЖ N 1" в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ООО "УМЗСЖ N 1", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт о признании недействительным решения налоговой инспекции в полном объеме.
Заявитель жалобы отмечает, что судом не указаны мотивы, по которым суд отклонил доказательства и не применил законы, на которые ссылались лица участвующие в деле. Судом не приняты во внимание аргументы заявителя о незаконности решения Омского Городского Совета от 06.02.2002 N 452.
Налоговая инспекция в своей кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения налоговой инспекции по доначислению земельного налога за 2003 год в размере 517 776 руб. и суммы пени в размере 4 825 руб. 09 коп. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
При этом налоговая инспекция полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям решение Омского Городского Совета от 06.02.2002 N 452, поскольку Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ однозначно определил, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. Кроме этого, налоговая инспекция считает, что расчет пени ими составлен в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
ООО "УМЗСЖ N 1" в дополнении к кассационной жалобе опровергает доводы кассационной жалобы налоговой инспекции.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу ООО "УМЗСЖ N 1" отмечает несостоятельность изложенных в ней доводов, просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании, представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационную жалобу, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО "УМЗСЖ N 1" налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год и уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, по результатам которой вынесено решение от 21.10.2003 N 08/34/17839 ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 60 324 руб. за неполную уплату земельного налога за указанный период. Указанным решением ООО "УМЗСЖ N 1" доначислена сумма земельного налога за 2003 год в размере 776 665 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 4 826 руб.
На основании указанного решения налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования от 22.10.2003 N 11102 и от 21.10.2003 N 11103 о добровольной уплате указанных сумм налога, пени и штрафа.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, отклоняет доводы кассационных жалоб и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска".
Указанным решением были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны 17 -в размере 15 руб. за кв.м. в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащий уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского Городского совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" (ставка налога по 17 оценочной зоне составляла 4,32 руб. за кв.м. в год), с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Следовательно, обоснованным является вывод судебных инстанций о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации,
Апелляционной инстанцией установлено, что на момент вынесения оспариваемого решения у налогоплательщика имелась недоимка лишь с 15.09.2003 в сумме 157 795 руб.
Следовательно, как обоснованно отменил суд апелляционной инстанции, с заявителя указанным решением подлежали взысканию пени, исчисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации из суммы недоимки 157 795 руб. по сроку уплаты 15.09.2003.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
постановление апелляционной инстанции от 02.06.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-775/03(А-210/04) оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. N Ф04-6312/2004(А46-4460-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании