Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 сентября 2004 г. N Ф04-6355/2004(А81-4393-35)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Севертрубопроводстрой"" (далее - ОАО "Севертрубопроводстрой") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Новый Уренгой (далее - инспекция) о признании недействительным постановления от 22.09.2003 N 184 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества на сумму 5 106 677, 64 рублей.
Решением арбитражного суда от 26.03.2004 (судья М.В.С.) заявленные требования удовлетворены.
Арбитражный суд исходил из того, что оспариваемое постановление не соответствует статьям 45-47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2004 (судьи К., Б., М.А.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение. Указывает, что оспариваемое постановление принято инспекцией в соответствии с нормами налогового законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела, инспекцией было принято постановление от 22.09.2003 N 184 о взыскании с ОАО "Севертрубопроводстрой" налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества на общую сумму 5 106 677, 64 рублей в пределах сумм, указанных в требованиях от 18.09.2003 N 3284, от 04.08.2003 N 4498 и от 12.03.2003 N 1217. Основанием для принятия такого постановление послужило решение инспекции от 19.09.2003 N 192 о взыскании с ОАО "Севертрубопроводстрой" налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества на общую сумму 5 106 677, 64 рублей в пределах сумм, указанных в требованиях от 18.09.2003 N 3284, от 04.08.2003 N 4498 и от 12.03.2003 N 1217, а также неуплата заявителем пени по налогам в сумме 5 106 677, 64 рублей в срок, установленный в требованиях от 18.09.2003 N 3284, от 04.08.2003 N 4498 и от 12.03.2003 N 1217.
Арбитражный суд, удовлетворив требования ОАО "Севертрубопроводстрой", принял по существу правильное решение.
Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения (пункт 3 статьи 46 Кодекса).
Пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что в требованиях установлен следующий срок уплаты: от 18.09.2003 N 3284 - 18.09.2003, от 04.08.2003 N 4498 - 14.08.2003 и от 12.03.2003 N 1217 - 22.03.2003; при этом налоговый орган не принимал решений о взыскании налоговых платежей и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках по неисполненным налогоплательщикам требованиям от 18.09.2003 N 3284, от 04.08.2003 N 4498 и от 12.03.2003 N 1217.
Обозначенные в решении от 19.09.2003 N 192 и постановлении от 22.09.2003 N 184 суммы пени не соответствуют суммам, указанным в требованиях от 18.09.2003 N 3284, от 04.08.2003 N 4498 и от 12.03.2003 N 1217. Так, в требовании от 18.09.2003 N 3284 указана общая сумма задолженности 5 106 677, 64 рублей в том числе: пени по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации 4 504 434, 38 рублей, по налогу на прибыль организаций в местный бюджет 575 924, 81 рубль, по налогу на имущество предприятий 26 318, 45 рублей; от 04.08.2003 N 4498 указана общая сумма задолженности 1425167, 77 рублей в том числе: пени по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации 1 247 131, 50 рублей, по налогу на прибыль организаций в местный бюджет 164 918, 84 рублей, по налогу на имущество предприятий 13 117, 43 рублей; от 12.03.2003 N 1217 указана общая сумма задолженности 47 533 853, 53 рублей в том числе: по налогам (сборам) 40 294 031 рубль, пени по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации 3 377 213, 36 рублей, по налогу на прибыль организаций в местный бюджет 424 546, 26 рублей, по налогу на имущество предприятий 13 201, 02 рублей; в решении от 19.09.2003 указана сумма неуплаченных пени в сумме 5 106 677, 64 рублей.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога ему направляется требование об уплате налога. Сроки направления требования установлены статьей 70 настоящего Кодекса.
Инспекцией не представлены доказательства, подтверждающие факт направления обществу всех указанных требований об уплате налогов и решений о взыскании налогов и пени за счет денежных средств налогоплательщика. По представленным суду копиям почтовых реестров невозможно определить. что конкретно было направлено налогоплательщику.
В соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание производится с учетом сумм, взыскиваемых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, из чего следует, что инспекция должна была направить в соответствующие банки, обслуживающие расчетные счета ОАО "Севертрубопроводстрой" инкассовые поручения по взыскиваемым суммам налоговых платежей и пени.
Инспекция не доказала в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законность принятия оспариваемого постановления, наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что у налогового органа отсутствовали предусмотренные пунктом 7 статьи 46 и пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации основания для принудительного взыскания налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Обстоятельства дела исследованы арбитражным судом с достаточной полнотой, переоценивать их у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 26.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4220/657А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2004 г. N Ф04-6355/2004(А81-4393-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании