Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 сентября 2004 г. N Ф04-6965/2004(А70-5043-3)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" (далее - МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север") обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Тюмени N 2 (далее - Инспекция МНС РФ) от 16.12.2003 N 14-23/11 в части предложения уплатить 212 009,9 руб. налога на имущество предприятий, пени и штраф, начисленные на эту сумму налога, а также обязать налоговый орган возвратить взысканный налог в сумме 212 009,9 руб. и пени в сумме 17 987,57 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.07.2004 (судья М.) заявленные МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" требования удовлетворены частично. Решение Инспекция МНС РФ от 16.12.2003 N 14-23/11 признано недействительным в части начисления и предложения уплатить 206 045 руб. налога на имущество предприятий 15 345,81 руб. пени по нему и привлечения МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" к ответственности в виде штрафа в размере 41 209 руб. Требования заявителя в части обязания Инспекции МНС РФ возвратить взысканные налоги и пени оставлены без рассмотрения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение об отказе МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС РФ, считая их несостоятельными а решение суда - законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" поддержал доводы, приведенные в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ проведена камеральная проверка налоговых деклараций по налогу на имущество предприятий за 1 полугодие и 9 месяцев 2003 года, представленных МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север". По результатам проверки Инспекцией МНС РФ вынесено решение от 16.12.2003 N 14-23/11 о привлечении МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" к налоговой ответственности.
Основанием принятия указанного решения (применительно к предмету спора) явилось завышение стоимости льготируемого имущества в связи с тем, что запасы, включенные в льготу по налогу, расходовались МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" как на обслуживание объектов жилищного фонда, так и на собственные нужды, при этом раздельный учет по ним отсутствовал. Данный вывод сделан на основе Главной книги предприятия.
Полагая, что данное решение в части предложения уплатить 212 009,9 руб. налога на имущество предприятий, пени и штраф, начисленные на эту сумму налога, не основано на нормах действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в этой части недействительным, а также обязании Инспекции МНС РФ орган возвратить взысканный налог в сумме 212 009,9 руб. и пени в сумме 17 987,57 руб.
Удовлетворяя требования МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" частично, Арбитражный суд Тюменской области исходил из того, что Инспекцией МНС РФ не представила доказательств использования заявителем запасов не на объекты жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
Статьей 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" определено, что объектами обложения данным налогом являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
В соответствии с пунктом "а" статьи 5 этого же Закона стоимость имущества предприятий исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов ЖКХ, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
На основании указанной нормы МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" при исчислении налога на имущество предприятий уменьшило стоимость имущества, исчисленную для целей налогообложения, на стоимость объектов жилищно-коммунальной сферы, находящихся на его балансе. При этом в стоимость льготируемого имущества включена стоимость основных средств и стоимость запасов.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно уставу МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" является муниципальным| предприятием, осуществляющим деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, основная функция которого - обслуживание объектов ЖКХ. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что большинство состоящих на балансе заявителя объектов имущества относится к жилищно-коммунальному хозяйству и используются им по целевому назначению.
В связи с этим суд признал обоснованными доводы МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север", что административно-хозяйственная деятельность не является самостоятельным видом деятельности, а также направлена на обеспечение осуществления основной функции предприятия.
На основании вышеизложенного, а также учитывая, что Инспекция МНС РФ в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представила доказательств использования МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" запасов не на объекты жилищно-коммунального хозяйства, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что стоимость запасов, расходуемых заявителем на административно-хозяйственные нужды и учитываемая на счете 30 "эксплуатационные расходы", правомерно включена в льготу по налогу на имущество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.07.2004 по делу N А70-3190/25-04 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Тюмени N 2 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2004 г. N Ф04-6965/2004(А70-5043-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании