Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 ноября 2004 г. N Ф04-7434/04(5688-А75-11)
(извлечение)
Территориальное управление Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации (далее - ТУ МАП РФ) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Администрации муниципального образования "Ханты-Мансийский район" (далее Администрация) о признании несостоявшимся открытого конкурса по отбору финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, а заключенного по результатам конкурса договора от 26.02.2004 N 2/4-2 между ОАО "Собинбанк" и Комитетом по финансам муниципального образования "Ханты-Мансийский район" - недействительным.
В обоснование требований истец сослался на допущенные в ходе организации и проведения конкурса нарушения, повлекшие ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг и необоснованное создание благоприятных условий отдельным финансовым организациям, являвшимся участниками конкурса и нарушение прав и законных интересов других участников конкурса.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2004, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 11.08.2004, изготовленным 18.08.2004, исковые требования удовлетворены. Суд признал несостоявшимся открытый конкурс по отбору финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, проведенный администрацией муниципального образования "Ханты-Мансийский район", а заключенный по его результатам договор от 26.02.2004 N 2/4-2 между ОАО "Собинбанк" и Комитетом по финансам муниципального образования "Ханты-Мансийский район", недействительным.
В обоснование выводов суд сослался на допущенные нарушения порядка организации и проведения конкурса, положения статьи 14 ФЗ от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите прав конкуренции на рынке финансовых услуг" и другие нормативные акты.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "Собинбанк", который считает судебные акты принятыми с нарушением норм материального права и при неправильной правовой оценке решения комиссии антимонопольного органа от 16.03.2004 N 02-02/2004Ф. Заявитель считает, что выводы суда противоречат положениям статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, основываются на формальной констатации допущенных в ходе проведения конкурса нарушений. Полагает, что суд не установил, в какой мере допущенные нарушения повлияли на права участников конкурса. Указанное в качестве нарушения обстоятельство отсутствия в объявлении о конкурсе сведений о дате, месте проведения конкурса и сроках подачи заявок, на самом деле нарушением не является, поскольку в объявлении о проведении конкурса помимо иной информации был указан адрес, время приема и контактный телефон ответственного сотрудника Администрации. Желающие имели возможность получить интересующие сведения. Внесенные в документацию антимонопольным органом изменения касались ссылок на нормативную базу и не изменяли условий проведения конкурса. О наличии у ОАО "Ханты-Мансийский банк" утвержденной конкурсной документации свидетельствует принятое им 23.12.2003 решение об изменении размера процентов, начисляемых на остаток денежных средств на счете.
На кассационную жалобу поступил отзыв от Федеральной антимонопольной службы в лице управления по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в котором просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Администрация муниципального образования "Ханты-Мансийский район" в своем отзыве предлагает состоявшиеся судебные акты отменить, как принятые без полного исследования обстоятельств.
В судебном заседании представитель истца поддержал его позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Представители Администрации и Комитета по финансам настаивали на удовлетворении кассационной жалобы.
Представитель ОАО "Ханты-Мансийский банк" считает, что суд принял законные и обоснованные решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом при рассмотрении спора по существу, администрацией муниципального образования "Ханты-Мансийский район" организован и проведен конкурс по отбору финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, по результатам которого победителем конкурса было признано ОАО "Собинбанк", с которым Комитетом по финансам муниципального образования "Ханты-Мансийский район" был заключен договор банковского счета от 26.02.2004 N 2/4-2.
Участник конкурса ОАО "Ханты-Мансийский банк" направил заявление в терииториальное управление МАП России по Ханты-Мансийскому автономному округу о допущенных в ходе организации и проведения конкурса нарушениях.
По результатам рассмотрения заявления ОАО "Ханты-Мансийский банк" территориальным антимонопольным органом в отношении Администрации по признакам нарушений статей 12, 14 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.1999 N 117-ФЗ было возбуждено дело и подан иск о признании конкурса несостоявшимся, а заключенного по его итогам договора - недействительным.
Проверив доводы участвующих в деле лиц, суд первой инстанции установил обстоятельства, свидетельствующие о нарушении порядка подготовки и проведения конкурса, которые нарушили права участников конкурса и выразились в следующем:
- объявление о проведении конкурса опубликовано в газете "Новости Югры" за 06.11.2003 N 126 до согласования конкурсной документации с антимонопольным органом;
- объявление не содержало сведений о дате проведения конкурса, о порядке получения конкурсной документации, о месте и сроках подачи и приема заявок.
Представленная 08.12.2003 Администрацией на утверждение антимонопольному органу конкурсная документация была признана подлежащей доработке.
Повторное согласование документации проведено 25.12.2003.
До согласования документации Администрацией совершены действия, противоречащие положениям ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.1999 N 117-ФЗ и Положению "Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденному Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" от 08.04.1997 N 305, выразившиеся в том, что:
- участнику конкурса ОАО "Ханты-Мансийский банк" выслан, а участнику конкурса ОАО "Собинбанк" представлен для ознакомления 15.12.2003 экземпляр конкурсной документации, не согласованный в установленном законом порядке с антимонопольным органом;
- о внесенных в конкурсную документацию изменениях Администрацией проинформировано только ОАО "Собинбанк";
- внесенные в конкурсную документацию изменения касались переноса сроков окончания подачи документов участниками конкурса с 19.12.2003 на 25.12.2003 и не были доведены до ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Не располагая сведениями о переносе сроков подачи участниками документов, ОАО "Ханты-Мансийский банк" лишился возможности внесения коррективов, касающихся размеров процентов, начисляемых на остаток денежных средств бюджета, принятых решением правления 23.12.2003;
После проведения конкурса организатором от ОАО "Собинбанк" были приняты справка о размере собственных средств от 10.02.2004 и справка налогового органа от 20.01.2004, что условиями конкурса запрещено.
Давая правовую оценку обстоятельствам организации и проведения конкурса, суд обоснованно признал, что подготовка и проведение конкурса осуществлены с многочисленными нарушениями норм, регулирующих порядок организации конкурсов. Действиями организатора нарушены права участников конкурса.
В частности нарушены положения пункта 38 Положения "Об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", предусматривающего срок подачи заявок на участие в конкурсе не ранее 45 дней со дня издания конкурсной документации, что при проведении конкурса не было соблюдено.
Нарушены положения пунктов 13, 17 конкурсной документации, предусматривающие невозможность изменений и дополнений конкурсной документации после истечения сроков подачи пакета документов.
В нарушение пункта 13 упомянутого Положения о переносе срока вскрытия конвертов с 22.12.2003 на 20.01.2004 участники извещены посредством телефонной связи.
Все перечисленные обстоятельства позволили суду сделать правильный вывод о том, что при наличии перечисленных нарушений на основании статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" конкурс является несостоявшимся, а заключенный по его итогам с победителем конкурса договор - недействительным.
Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда о нарушении прав участников предположительны, не могут быть приняты во внимание.
Допущенные в ходе организации и проведения конкурса нарушения безусловно поставили участников конкурса в неравное положение, что запрещено условиями конкурса и положениями упомянутых выше норм права.
Суд дал надлежащую правовую оценку фактическим обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и нормы процессуального права.
В удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.06.2004 и постановление от 18.08.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А-75-1794-1704 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 ноября 2004 г. N Ф04-7434/04(5688-А75-11)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании