Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 октября 2004 г. N Ф04-7643/2004(5739-А45-19)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - ОАО "Авиакомпания "Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новосибирской области (далее - Инспекция) по начислению пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд за 1999-2002 годы в сумме 8 898 043 руб. 44 коп.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2004 (судья С.) признаны незаконными действия Инспекции по начислению ОАО "Авиакомпания Сибирь" пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд за 1999-2002 годы в сумме 8 898 043 руб. 44 коп.
На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Авиакомпания "Сибирь".
По мнению налогового органа, статьей 5 Закон Российской Федерации от 18.10.1991 года N 1759 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлена обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог и определены элементы налогообложения, за исключением срока уплаты.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется Федеральным Законом. Порядок образования и использования средств территориальных фондов -законами субъектов Российской Федерации.
Законами Новосибирской области "О бюджете внебюджетного территориального дорожного фонда на 1998 год" и "О бюджете внебюджетного территориального дорожного фонда на 2002 год" установлена обязанность по уплате налога.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог определен пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Указанное Постановление входит в систему законодательных актов Российской Федерации.
Ссылаясь на судебную практику, Инспекция указывает, что правомочность ежемесячной уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в срок до 15-го числа за прошедший месяц подтверждено Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.10.1996 N 3355/96 и Определением Конституционного суда Российской Федерации N 180-О от 04.07.2002.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного определения Конституционного Суда РФ читается как "N 185-О"
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель ОАО "Авиакомпания "Сибирь", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просил оставить обжалуемый Инспекцией судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, письмом от 03.06.2003 Инспекция отказала ОАО "Авиакомпания "Сибирь" произвести списание пени в размере 8 898 043 руб. 44 коп., начисленной за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Принимая решение об удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожный фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом. Порядок образования и использования средств территориальных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Законом Новосибирской области от 10.03.1998 "О бюджете внебюджетного территориального дорожного фонда на 1998 год" и Законом Новосибирской области от 11.05.2000 N 96-ОЗ "О бюджете внебюджетного территориального дорожного фонда на 2000 год" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен.
На этом основании арбитражный суд сделал вывод, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлены, поэтому начисление Инспекцией пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.
Доводы налогового органа о том, что Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 утвержден Порядок образования и использования федерального дорожного фонда Российской Федерации, согласно которому налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц, не принят судом первой инстанции во внимание.
Также суд первой инстанции не принял во внимание, что в первоначальном заявлении ОАО "Авиакомпания "Сибирь" указывает о начислении оспариваемой суммы пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд за период с 1998 по 2001 годы, что подтверждается представленными Инспекцией расчетами по начислению и уплате пени за период с 01.01.1998 по 31.12.2001 в федеральный бюджет (л.д. 57-63).
Между тем уточненные требования налогоплательщика о признании незаконными действия Инспекции по начислению пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд за 1999-2002 годы в сумме 8 898 043 руб. 44 коп. не подтверждены соответствующими доказательствами.
Кроме того, суд первой инстанции не исследовал и не дал правовой оценки доводам Инспекции о пропуске ОАО "Авиакомпания "Сибирь" предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия налогового органа по начислению пени за 1999-2002 годы.
Несоответствие выводов арбитражного суда имеющимся в деле доказательствам, указанные нарушения норм материального и процессуального права согласно части 1 статьи 288 и пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить отмеченные недостатки и решить вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.07.2004 по делу N А45-13198/03-СА39/600 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанции этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. N Ф04-7643/2004(5739-А45-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании