Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 ноября 2004 г. N Ф04-7784/2004(5968-A75-18)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Сургутнефтегазбанк" (далее по тексту - ЗАО "Сургутнефтегазбанк"), город Сургут, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее по тексту - Управление МНС по ХМАО) от 03.03.2004 N 25 об оставлении без удовлетворения жалобы на действия должностного лица инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сургуту (далее по тексту - Инспекция МНС), выразившиеся в отказе в списании излишне начисленной пени за несвоевременную уплату платежа за загрязнение окружающей среды в сумме 591 рубль 97 копеек за период с 04.06.2002 по 04.11.2002.
До принятия судом решения заявитель, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменил исковые требования, просил признать оспариваемое решение недействительным в части возложения на него обязанности уплатить пени, не установленные законом.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.08.2004 (судья К.) заявленные требования удовлетворены. Обжалуемое решение признано недействительным в части возложения на ЗАО "Сургутнефтегазбанк" обязанности уплатить пени, не установленные законом, за период с 04.06.2002 по 04.11.2002, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В апелляционной инстанции арбитражного суда законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Управление МНС по ХМАО, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Сургутнефтегазбанк" отказать, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Сургутнефтегазбанк", считает, что арбитражный суд правильно применил нормы материального права и вынес законное и обоснованное решение, поэтому нет оснований для его отмены. В судебном заседании представитель ЗАО "Сургутнефтегазбанк" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела 08.04.2002 ЗАО "Сургутнефтегазбанк" представило в Инспекцию МНС 100% расчет платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за 1 квартал 2002 года, согласно которому к уплате подлежало 6 000 рублей. Оплата по указанному расчету была произведена 26.03.2002 платежным поручением N 662.
04.11.2003 Сургутским отделом Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа был согласован экологический паспорт природопользователя ЗАО "Сургутнефтегазбанк", согласно которому ежеквартальные платежи за загрязнение окружающей природной среды составляют 11 351, 45 рублей. Сумма неуплаченного платежа за 1 квартал 2002 года составила 5 531, 45 рублей и была перечислена в бюджет платежным поручением от 04.11.2002 N 3050.
За просрочку внесения платы за загрязнение окружающей природной среды Инспекцией МНС начислены обществу пени, которые не были оплачены за период с 04.06.2002 по 04.11.2002.
18.11.2003 ЗАО "Сургутнефтегазбанк" направило в Инспекцию МНС письмо N 9930-02/4 с просьбой списать излишне начисленные пени за несвоевременную уплату платежа за загрязнение окружающей природной среды за период с 04.06.2002 по 04.11.2002.
Письмом от 28.11.2003 N 16912/07 налоговый орган отказал в списании указанной пени, ссылаясь на то, что, плата за загрязнение окружающей природной среды отнесена к платежам неналогового характера Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О.
ЗАО "Сургутнефтегазбанк" обратилось с жалобой от 13.02.2004 N 11-1/1926 в Управление МНС по ХМАО на неправомерные действия должностного лица Инспекции МНС.
Решением от 03.03.2004 N 25 Управление МНС по ХМАО жалоба общества оставлена без удовлетворения в связи с тем, что неналоговый характер плата за загрязнение окружающей природной среды приобрела только после вынесения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О.
Не согласившись с данным решением, ЗАО "Сургутнефтегазбанк" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы.
Указанные платежи в соответствии с пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 284-О от 10.12.2002 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия.
В соответствии со сформулированными Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О правовыми позициями, обязательный индивидуально-возмездный платеж - это платеж, внесение которого является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений) и который предназначен для возмещения соответствующих расходов и исполнительных затрат публичной власти. То есть он носит индивидуально-возмездный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным платежом.
Плата за загрязнение окружающей среды, исходя из ее общих элементов, закрепленных Законом РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей среды", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", относится к вышеназванным платежам.
Таким образом, поскольку указанные платежи не включаются в систему налогов, то у налогового органа отсутствовали правовые основания для взыскания пеней, на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом всесторонне и полно исследованы материалы дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущены нарушения процессуального закона. Выводы, содержащиеся в решении от 19.08.2004, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.08.2004 по делу N А-75-2878-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2004 г. N Ф04-7784/2004(5968-A75-18)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании