Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 ноября 2004 г. N Ф04-7799/2004(5949-А70-38)
(извлечение)
НП "Сервис" обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке, предусмотренным статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к ООО "Тюменское строительное управление", в котором просил обязать ответчика предоставить истцу проектную и исполнительную документацию в отношении здания, расположенного по адресу; г. Тюмень, ул. Красина, дом 7А в объеме, предусмотренном СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.04.87 N 84.
Определением от 24.03.2004 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Тюменское строительное управление".
Решением от 26.04.2004 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика в течение 30 дней передать НП "Сервис" проектную и исполнительную документацию в отношении здания по адресу: г. Тюмень, ул. Красина, дом 7А в следующем объеме:
1. перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ.
2. комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
3. сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
4. акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций).
5. акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен здании в соответствии с проектом (рабочим проектом);
6. акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
7. акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
8. акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
9. акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
10. журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора;
11. справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями;
12. утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;
13. перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;
14. документы об отводе земельных участков, а по объектам жилищно-гражданского назначения также разрешение органов госархстройконтроля на производство строительно-монтажных работ;
15. документ на специальное водопользование;
16. документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
17. документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализах грунтовых вод;
18. паспорта на оборудование и механизмы;
19. акты о приемке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями;
20. акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 1.6;
21. справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;
22. справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;
23. справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
24. справку о соответствии, вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом:
25. справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком:
26. документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав Государственной приемочной комиссии;
27. сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.
Определением от 23.06.2004 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ООО "Тюменское строительное управление".
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2004 решение от 26.04.2004 изменено, на обоих ответчиков, ООО "Калинов мост" и ООО "Тюменское строительное управление", возложена обязанность по передаче НП "Сервис" проектной и исполнительной документации в отношении здания по адресу: г. Тюмень, ул. Красина, дом 7А в указанном в решении объеме.
ООО "Тюменское строительное управление" направило кассационную жалобу, в которой просит, постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права (статьи 266, 46, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Тюменской области.
По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции неправомерно изменено процессуальное положение третьего лица ООО "Тюменское строительное управление", перевод его в ответчики по делу на стадии апелляционной производства.
Заявитель полагает, что суд не применил статью 726 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащую применению.
Кроме того, указывает, что истцом не представлено доказательств существования и наличия этих документов у ответчиков.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу указывает на несостоятельность ее доводов, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, суд кассационной инстанции считает решение от 26.04.2004 и постановление от 03.08.2004 подлежащими отмене с передачей дела на новое рассмотрение, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела распоряжением администрации г. Тюмени от 16.12.2002 N 4563 утвержден акт приемки законченного строительством 6-этажного, кирпичного нежилого здания, общей площадью 1471,5 кв. м., расположенного по ул. Красина 7а.
Здание было построено по договору подряда от 03.09. 2001 N 306 заключенному между ООО "Калинов мост" (застройщик) и ООО "Тюменское строительное управление" (генеральный подрядчик).
Собственниками здания по улице Красина 7а в целях его эксплуатации, было учреждено Некоммерческое партнерство по содержанию и обслуживанию нежилого здания "Сервис" (статья 2 Устава).
Отказ ООО "Калинов мост" от передачи истцу необходимой для эксплуатации здания документации послужило основанием для обращения в суд.
Принимая решение об удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались пунктом 4.18 СНиП 3.01.04-87 N "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 14, согласно которому документацию, перечисленную в пунктах 3.5 и 4.17 СНиП после приемки в эксплуатацию, следует хранить у заказчика (застройщика), при наличии единого заказчика (застройщика) - у соответствующих эксплуатационных организаций.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то; передать имущество, выполнить работу, уплатить деньга либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Обязав ответчиков (заказчика и подрядчика) передать истцу проектную и исполнительную документацию, суд не указал обязательство, в силу которого каждый из ответчиков должен его исполнить. Кроме того, судом не установлено наличие спорной документации у ответчиков.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебного акта судом апелляционной инстанции допущено так же процессуальное нарушение.
В соответствии с частью 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения против нескольких ответчиков арбитражный суд указывает, в какой части (доле) каждый из ответчиков должен выполнить решение, или указывает, что их ответственность является солидарной.
Решение и постановление арбитражного суда не содержит такого указания.
Таким образом, неполное исследование фактических обстоятельств дела, неприменение норм материального права, нарушение норм процессуального права является основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанции.
В ходе нового рассмотрения спора арбитражному суду следует предложить истцу уточнить исковые требования к каждому из ответчиков, выяснить сложившиеся между сторонами правоотношения, выяснить фактическое нахождение документации у ответчиков. Исходя из выводов о наличии или отсутствия оснований для возложения обязанности по передаче спорной документации, сделать вывод о правомерности предъявленных требований.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение от 26.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1045/24-2004 подлежит отмене.
С учетом оплаченной ООО "Тюменское строительное управление" государственной пошлины при подаче кассационной жалобы произвести распределение судебных расходов.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьями 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1045/24-2004 отменить дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2004 г. N Ф04-7799/2004(5949-А70-38)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании