Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 ноября 2004 г. N Ф04-7888/2004(6009-А27-14)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие" 83724,96 руб. процентов за пользование бюджетными средствами (с учетом измененного предмета требования).
Определением суда от 02.07.2004 заявление оставлено без рассмотрения, поскольку налоговым органом не приняты меры к досудебному урегулированию спора - не направлено требование о добровольной уплате спорной суммы.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить определение суда, ссылаясь на неправильный вывод суда о необходимости направления в адрес налогоплательщика требования об уплате суммы процентов, начисленных на реструктурированную задолженность по налогам и сборам.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзыв на жалобу не представлен.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность определения арбитражного суда, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает определение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие" на основании решения от 31.07.2003 N 16 утратило право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет в связи с невыполнением графика погашения задолженности и неуплатой текущих платежей.
При этом общество в нарушение пункта 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, не уплатило проценты с суммы непогашенной задолженности, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании данных процентов.
Оставляя без рассмотрения заявленное требование, арбитражный суд указал, что налоговый орган в нарушение статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации не направлял в адрес налогоплательщика требование об уплате спорной суммы, т.е. не принял мер к досудебному урегулированию спора.
Данный вывод кассационная инстанция считает основанным на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, с сумм реструктурированной задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, организацией уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12.05.2003 определено, что взыскание неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами должно осуществляться в судебном порядке.
Указанный Порядок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения, а не актом законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Решение Верховного суда Российской Федерации от 14.01.2002 N ГКПИ 2001-1751).
В связи с этим вывод суда о нарушении налоговым органом требований статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации является ошибочным.
Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлен бесспорный порядок взыскания с организации налога, сбора, а также пеней за несвоевременную уплату налоговых платежей.
Поскольку проценты за пользование бюджетными средствами не являются налоговыми платежами (статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации) или пенями, как они определены в статье 75 Кодекса, арбитражный суд необоснованно указал на обязанность направления налоговым органом в адрес организации требования об уплате указанной суммы процентов за пользование бюджетными средствами.
Таким образом, определение арбитражного суда об оставлении заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора нельзя признать правильным, поскольку судом не применено подлежащее применению бюджетное законодательство, не учтены соответствующие полномочия налогового органа и не выяснен порядок взыскания процентов по спорным правоотношениям.
В связи с изложенным, определение подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует проверить основания, порядок взыскания и расчет спорных процентов.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.07.2004 по делу N А27-1109/2004-6 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2004 г. N Ф04-7888/2004(6009-А27-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании