Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 ноября 2004 г. N Ф04-7944/2004(6081-А27-3)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ЗСМК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - Инспекция МНС РФ) от 26.09.2003 N 854.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.03.2004 (судья Д.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 27.07.2004 (судьи: М., С., Ш.), ОАО "ЗСМК" отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ОАО "ЗСМК", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекцией МНС РФ не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО "Сталь КМК" по вопросу возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) Инспекцией МНС РФ в рамках проведения встречной налоговой проверки направило ОАО "ЗСМК", являющемуся поставщиком ООО "Сталь КМК", требование от 27.08.2003 N 16-13-19/5794 о предоставлении следующих документов: копий договоров N 4396006 от 01.01.2002, N 4396115 от 10.01.2002, N 4232715 от 215.01.2002, N 4281015 от 25.01.2002, N 4393471 от 01.06.2002 и N 4396008 от 01.01.2003; копии счетов фактур на отгруженные товары (оказанные услуги) в адрес ООО "Сталь-КМК" согласно приложенного реестра на 4 листах, копию книги продаж с отражением этих счетов-фактур, копии платежных документов, подтверждающих оплату по данным счетам-фактурам, а также подтверждение начисления ОАО "ЗСМК" НДС от этой реализации.
Письмом N 005/33-2677 ОАО "ЗСМК" отказалось представить запрашиваемые документы со ссылкой на предоставленное ему право не выполнять неправомерные требования налоговых органов, поскольку истребуемые документы отражают хозяйственную деятельность общества и могут быть истребованы только при проведении камеральных и выездных проверок ОАО "ЗСМК".
В связи с этим Инспекцией МНС РФ 26.09.2003 вынесено решение N 854 о привлечении ОАО "ЗСМК" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что данное решение не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "ЗСМК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая ОАО "ЗСМК" в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что налоговый орган правомерно истребовал у заявителя спорные документы и обоснованно привлек его к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи126 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Согласно абзацу 2 статьи 87 Налогового кодекса РФ, если при проведении выездных и камеральных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что встречная проверка осуществляется в случаях, если при проведении налоговой проверки возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, и заключается в истребовании у таких лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого лица.
Из материалов дела видно, что Инспекцией МНС РФ у ОАО "ЗСМК" были истребованы документы, подтверждающих исчисление и уплату в бюджет НДС с выручки, полученной от ООО "Сталь КМК" по заключенным между ними договорам поставки продукции, предоставления услуг, то есть проведена встречная проверка.
Ссылки ОАО "ЗСМК" на то, что запрошенные документы относятся только к деятельности самого заявителя, как налогоплательщика, несостоятельны, поскольку перечисленные в требовании документы являются документами бухгалтерского учета, в которых согласно статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" отражаются и регистрируются факты хозяйственной деятельности не только самой хозяйствующей организации, но и ее контрагентов по сделкам.
Как правильно указал суд первой инстанции, запрашиваемые Инспекцией МНС РФ сведения касаются совместной деятельности проверяемого налогоплательщика (ООО "Сталь-КМК") и ОАО "ЗСМК", у которого находятся документы, необходимые для подтверждения права ООО "Сталь-КМК" на возмещение из бюджета НДС.
В силу пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов согласно пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
На основании вышеизложенного судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о правомерности привлечения ОАО "ЗСМК" к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
Довод ОАО "ЗСМК" о нарушении Инспекцией МНС РФ процедуры привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившемся в неуведомлении об осуществлении в отношении него производства по делу о налоговом правонарушении противоречит имеющимся в материалах дела документам.
Так, согласно уведомлению от 25.09.2003 N 16-13-19/6519 (л.д. 23, 24), которое было получено главным бухгалтером ОАО "ЗСМК" по факсу, Инспекция МНС РФ до принятия решения N 854 сообщила заявителю о рассмотрении в отношении него материалов о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ, Следовательно, как правильно указал суд, у него имелась возможность представить свои объяснения и возражения по факту вменяемого ему правонарушения.
Ссылка на пункт 11 статьи 101.1 Налогового кодекса РФ необоснованна, поскольку в нем говорится о порядке направления решения о привлечении лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, к ответственности, а не уведомления о проводимой в отношении него процедуры привлечения к ответственности.
Кроме того, по смыслу пункта 12 статьи 101.1 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18076/03-6 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Западно-Сибирский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2004 г. N Ф04-7944/2004(6081-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании