Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 ноября 2004 г. N Ф04-8175/2004(6262-А75-37)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "СургутГазСервис" (далее - ООО "СургутГазСервис) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения об отказе в согласовании маршрутов N 19а и N 38 и расписания их движения, и понуждении департамента транспорта, связи и эксплуатации дорог администрации г. Сургута (далее - департамент) выдать акт обследования маршрутов и согласовать расписание движения маршрутов N 19а и N 38, разработанных обществом.
Свои требования мотивирует нарушением прав и нарушением нормативных актов департаментом.
Решением от 02.06.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа (судья К.Т.П.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2004 (судьи Я., Л., К.Г.Д.) этого же суда требования общества удовлетворены. Решение департамента об отказе в согласовании маршрутов N 19а, N 38 и расписание движения признаны незаконными. На департамент возложена обязанность по выдаче акта обследования согласования маршрутов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать "от 10.08.2004"
При вынесении решения суд обоснован свои выводы исходя из положений статьи 72 Закона Российской Федерации N 1550-1 от 06.07.1991 "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
В кассационной жалобе департамент указывает на нарушение судом норм материального и процессуального прав. По мнению подателя жалобы, суд не исследовал всесторонне, полно и объективно, имеющиеся в деле доказательства, дал им неверную оценку. Обследование автобусных маршрутов перед их открытием производится не реже 2-х раз в год к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду коллегиальным органом - комиссией состоящей из представителей органов местного самоуправления, ГИБДД, Российской транспортной инспекции, отдела пути Сургутского отделения железной дороги, дорожных организаций, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды как отмечено в разделе 4 приложения 2 к приказу Минтранса РСФСР N 200 и пунктах 4.15-4.19 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 с изменениями от 18.07.2000. Просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "СургутГазСервис" обратилось 16.03.2004 в департамент с заявлением об обследовании маршрутов N 38 и N 19а и согласования расписания движения по ним.
07.04.2004 департамент ответил, что подготовлен проект постановления о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутной сети города, обследование и утверждение которой будет проведено в ближайшее время.
Полагая, что данный ответ препятствует осуществлению законной предпринимательской деятельности общества, последнее обратилось за защитой нарушенных прав.
Принимая судебные акты, суд сослался на статью 72 Закона Российской Федерации N 1550-1 от 06.07.1991 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", пункт 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановление Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12, пункт 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, параграф 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 содержащих полномочия и порядок оформления документов для осуществления деятельности по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В соответствии со статьей 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия, если такие акты или действия могут иметь или имеют своим результатом ограничения конкуренции.
Следовательно, намерения департамента, изложенные в письме от 07.04.2004, по мнению суда кассационной инстанции необоснованно препятствует выходу хозяйствующего субъекта на рынок.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к обоснованному выводу о создании ограничения деятельности ООО "СургутГазСервис" в области оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров и обоснованно признал их незаконными.
Ссылка подателя кассационной жалобы на пункты 4.15-4.19 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 года N 2 с изменениями от 18.07.2000 года не состоятельна, поскольку, как следует из пункта 4.18 копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах.
В заявлении от 16.03.2004 года ООО "СургутГазСервис" просило провести обследование маршрутов и согласовать расписание движения по маршрутам N 38 и N 19а.
В силу пункта 6 статьи 72 Закона Российской Федерации N 1550-1 от 06.07.1991 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и пункта 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются администрацией города.
Согласно пунктов 1.1, 3.12, 3.22 Положения о департаменте, последний является структурным подразделением администрации города Сургута, организует в границах города транспортное обслуживание, осуществляет контроль за качеством обслуживания и оценку соответствия состояния городских автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности дорожного движения.
Отсутствие согласования открытия маршрута лишает заявителя возможности осуществления перевозок пассажиров.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, им дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки суд кассационной инстанции не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
решение от 02.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2273-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в сумме 500 руб. с департамента транспорта связи и эксплуатации дорог администрации города Сургута в федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2004 г. N Ф04-8175/2004(6262-А75-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании