Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 ноября 2005 г. N Ф04-8383/2005(17136-А67-7)
(извлечение)
Общественная организация Тегульдетский охотничий клуб "Диана" (далее - ОО ТОК "Диана") обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.06.2005 N 132/2 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее - Управление) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением от 05.08.2005 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении, возбужденном на основании определения N Ж-132/2 от 21.06.2005 года по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении Общественной организации Тегульдетский охотничий клуб "Диана" прекращено.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает решение арбитражного суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Управлением составлен протокол от 23.06.2005 N 132/2 и вынесено постановление от 28.06.2005 N 132/2 о привлечении ОО "ТОК "Диана" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили действия председателя клуба, свидетельствующие об уклонении его от участия в плановой проверке Управления и сокрытии экологической информации, касающейся данных о состоянии животного мира и среды его обитания.
Арбитражный суд, признавая оспоренное постановление незаконным, исходил из того, что организация привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ, должностным лицом государственного органа, в компетенцию которого не входит контроль и надзор за объектами охоты, а также при отсутствии ее вины, поскольку ОО ТОК "Диана" не скрывало, умышленно не искажало информацию о состоянии окружающей природной среды, и, кроме того, не обязано было представлять информацию (сведения) об объектах охоты Управлению.
Данный вывод арбитражного суда является ошибочным, основанным на неправильном применении норм административного законодательства и ненадлежащей оценке обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения заявленного требования.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Из материалов дела усматривается, что председатель клуба неоднократно извещался о проведении плановой проверки, от участия в которой он уклонялся. В связи с данными обстоятельствами Управлением был составлен протокол от 08.06.2005 N Ж-132 о привлечении руководителя ООО "ТОК "Диана" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7 КоАП РФ, который был направлен на рассмотрение мировому судье Тегульдетского района Томской области.
Установлено, что 09.06.2005 года в адрес ОО ТОК "Диана" было направлено письмо - запрос N 866 "О проведении проверки предприятия, предоставления информации (сведений)", согласно которому сообщалось, что в период с 21.06.2005 по 23.06.2005 будет проводиться плановая проверка данного клуба по вопросу охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, выполнения лицензионных условий, предписывалось представителю ОО ТОК "Диана" прибыть в Управление Росприроднадзора по Томской области и представить для проверки информацию (сведения) и документы такие как: Устав организации, долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира, материалы по оценке и состояния используемых объектов, а также по оценке состояния среды их обитания; материалы по выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
В соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.4-8.6 настоящего Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим органов, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (статья 28.3 пункт 1).
Из Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (пункт 6.1) усматривается, что должностные лица Управления вправе посещать с целью проверки предприятия, учреждения и организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, знакомиться с необходимыми для осуществления контрольных мероприятий материалами и документами, получать необходимую информацию и т.д. в пределах своей компетенции.
Получение экологической информации, в частности, данные об охране и воспроизводстве объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, о чем был в адрес клуба направлен запрос, находится в пределах компетенции Управления.
Обязанность клуба соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, закреплена в пункте 3.2 Устава ОО "ТОК "Диана".
Представление ОО "ТОК "Диана" информации о пользовании животным миром в арендованных охотничьих угодьях, отчетов по проведению мероприятий, обеспечивающих воспроизводство объектов животного мира, а также оказание содействия иным государственным органам в осуществлении охраны животного мира не освобождает клуб от участия в проверке и предоставлении необходимой информации Управлению.
Кроме того, материалами дела не подтверждены доводы ОО "ТОК "Диана" о сдаче ею долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и о нахождении клуба в стадии ликвидации. Последнее обстоятельство не препятствует участию в проведении проверки. На момент рассмотрения спора в арбитражном суде клуб не был исключен из реестра регистрации юридический лиц в связи с ликвидацией. Данные о сдаче лицензии основаны только на справке руководителя клуба и опровергаются сообщением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области от 19.09.2005 N 615, согласно которому долгосрочная лицензия ОО "ТОК "Диана" не возвращалась, действие ее не приостанавливалось, по каким-либо причинам лицензия не аннулировалась.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение с целью установления в действиях ОО "ТОК "Диана" состава административного правонарушения и правомерности привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ, с учетом указанных выше обстоятельств.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.08.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9024/05 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2005 г. N Ф04-8383/2005(17136-А67-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании