Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 ноября 2005 г. N Ф04-8413/2005(17224-А27-11) Ф04-8413/2005(17918-А27-11)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к субъекту Российской Федерации Кемеровской области в лице Главного финансового управления администрации Кемеровской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации г. Осинники, при участии третьего лица - Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области с иском о взыскании 2 652 руб. убытков на основании статей 16, 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До принятия решения по существу к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области.
Судом в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле надлежащих ответчиков: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации Кемеровской области в лице Главного финансового управления администрации Кемеровской области.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом также удовлетворено ходатайство истца об исключении из числа ответчиков Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области и о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2005 исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Кузбассэнерго" взыскано 2 247 руб. 46 коп. В удовлетворении остальной части иска и в отношении остальных ответчиков в удовлетворении иска отказано.
Суд свое решение мотивировал тем, что истцом правомерно заявлены требования о возмещении расходов, понесенных при исполнении Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за счет казны Российской Федерации, интересы которой представляет Министерство финансов Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2005 решение от 19.07.2005 оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Кемеровской области, Отделение по г. Осинники УФК по Кемеровской области и ОАО "Кузбассэнерго" обратились в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Отделение по г. Осинники УФК по Кемеровской области просит отменить решение от 19.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Свою позицию заявитель мотивирует тем, что судом неправильно решен вопрос о надлежащем ответчике, не исследованы в полном объеме условия наступления ответственности в порядке статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того судом неверно был произведен расчет суммы НДС.
ОАО "Кузбассэнерго" в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа во взыскании суммы, увеличенной на размер НДС и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что суд неправомерно исключил НДС из суммы иска, тем самым нарушил требования статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО "Кузбассэнерго" в отзыве на кассационную жалобу считает жалобу УФК по Кемеровской области не подлежащей удовлетворению.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кузбассэнерго" оказывало услуги по электроснабжению гражданам, которым в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлены льготы по оплате электроэнергии.
За период с 01.01.2004 по 31.12.2004 указанной категории граждан были предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг, в том числе по оплате электроэнергии в размере 50% на сумму 13 940 руб. 50 коп. Частично затраты на предоставление указанных льгот возмещены истцу на сумму 11288 руб. 50 коп.. Недополученные расходы составили 2 652 руб. О взыскании этих убытков истец и обратился в арбитражный суд с иском.
Размер убытков подтверждается материалами дела - списками льготников, счетами-фактурами, двусторонними актами сверки, которым судом дана правовая оценка.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Названным законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что финансирование текущих расходов по реализации указанного закона осуществляется из Фонда компенсации.
Предоставление и расходование данных средств производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" путем предоставления субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации Министерством финансов на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Действие данного постановления продлевалось на основании Постановлений Правительства РФ от 28.02.2002 N 137, от 10.02.2003 N 85, от 14.02.2004 соответственно на 2002, 2003, 2004 годы.
Статьей 15.6 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего в спорный период, установлено, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.
На основании Закона Кемеровской области от 11.05.2005 N 61-03 "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета на 2004 год" поступления из федерального бюджета на субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг составили 274 113 тыс. руб., из которых на финансирование закона перечислено 274 113 тыс. руб.
Однако этой денежной суммы оказалось недостаточно для компенсации убытков, причиненных организациям, предоставившим льготы.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 установлено, что в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Как правильно указал суд первой инстанции, государство, обязав коммерческую организацию предоставлять льготы при оказании услуг определенной категории населения, свои обязательства по компенсации затрат коммерческой организации, которые вытекают из закона, не исполнило.
Следовательно, суд правомерно удовлетворил требования истца, взыскав убытки с Российской Федерации, интересы которой представляет Министерство финансов Российской Федерации.
Также суд обоснованно исключил из суммы убытков налог на добавленную стоимость. Решение в этой части судом мотивировано. Основания для переоценки выводов отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение от 19.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005 являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права и подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005 по делу N А27-13283/20505-3 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2005 г. N Ф04-8413/2005(17224-А27-11) Ф04-8413/2005(17918-А27-11)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании