Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 сентября 2003 г. N Ф04/4853-1430/А46-2003
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Транссибнефть" (далее - ОАО "Транссибнефть") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) от 26.09.2002 N 12/11615 о начислении пени.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2003 (судья С.О.А.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 18.06.2003 (судьи: С.Г.В., П.Е.А., П.Е.В.), требования ОАО "Транссибнефть" удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение об отказе ОАО "Транссибнефть" в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Транссибнефть", не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС, считая их необоснованными, просит оставить ее без удовлетворения, а решение и постановление суда без изменения по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель ОАО "Транссибнефть" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Транссибнефть" платежными поручениями от 11.02.2002 N 270, от 07.03.2002 N 337, от 11.03.2002 N 453, от 10.04.2002 N 638 перечислило в федеральный бюджет по единому социальному налогу (далее - ЕСН) денежные средства за январь-март 2002 годы на сумму 6 690 586 руб. по коду бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации 1010510.
24.04.2002 ОАО "Транссибнефть" направило в Инспекцию МНС письмо N 02/504, в котором указало, что им ошибочно перечислены в федеральный бюджет взносы, которые следовало перечислить на обязательное пенсионное страхование на выплату части трудовой и накопительной пенсии. ОАО "Транссибнефть" также просило зачесть образовавшуюся в результате этого переплату в федеральный бюджет в размере 2 791 975 руб. в счет недоплаты в указанном размере на обязательное пенсионное страхование на выплату части трудовой и накопительной пенсии.
Письмом Инспекцией МНС от 26.09.2002 N 12/11615 денежные средства предприятия были зачтены с датой списания 24.04.2002. Кроме того, этим же письмом ОАО "Транссибнефть" на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ (далее - НК) начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 83 969,18 руб. по коду бюджетной классификации 1010610 и 1010620.
Полагая, что данный документ отвечает требованиям, предъявляемым к акту ненормативного характера, не соответствует нормам НК, нарушает его права и законные интересы, ОАО "Транссибнефть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Транссибнефть" требования, Арбитражный суд Омской области принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ (далее - НК), ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более позднее по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Транссибнефть" своевременно и в полном объеме перечислило в федеральный бюджет ЕСН в сумме 6 690 586 руб. за январь-март 2002 года, в т.ч. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФ) в сумме 2 791 975 руб. При этом, как правильно отмечено в судебных актах, ОАО "Транссибнефть" правомерно указало код бюджетной классификации 1010510, установленный Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" для зачисления ЕСН в ПФ и действующий на момент осуществления заявителем платежей.
Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации 1010610 и 1010620 для зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей пенсии установлены Федеральным законом от 07.05.2002 N 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О бюджетной классификации РФ" (далее - ФЗ от 07.05.2002 N 51-ФЗ), т.е. после уплаты вышеуказанных платежей.
Доводы Инспекции МНС о распространении действия данного закона на ОАО "Транссибнефть" с 01.01.2002 несостоятельны, поскольку в соответствии ст. 2 ФЗ от 07.05.2002 N 51-ФЗ его действие распространяется на отношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с 01.01.2002. Исходя из анализа норм Бюджетного кодекса РФ, им регулируются отношения, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов, между различными государственными и муниципальными органами, и не устанавливается каких-либо прав и обязанностей граждан и организаций. В связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что ОАО "Транссибнефть" не является участником отношений по составлению и исполнению бюджетов, а участвует в формировании бюджета как налогоплательщик, и возникающие при этом правоотношения являются не бюджетными, а налоговыми. Следовательно, нормы ФЗ от 07.05.2002 N 51-ФЗ в отношении ОАО "Транссибнефть" подлежат применению с даты вступления его в силу, т.е. с 18.05.2002.
Ссылки Инспекции МНС на Приказ Министерства финансов РФ от 28.12.2001 N 118н "О продлении срока действия приказа Министерства финансов РФ от 25.05.1999 N 38н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" и внесении в него изменений и дополнений", Письма Министерства РФ по налогам и сборам от 15.01.2002 N ФС-6-10/34 и от 05.03.2002 N БГ-6-10/253, Письмо Министерства финансов РФ от 23.01.2003 N 3-01-01/07-27, Письмо Пенсионного фонда РФ от 05.02.2002 N КА-03-25/1096 обоснованно не приняты судом в качестве надлежащего правового обоснования применительно к ст. 20, п. 1 ст. 16 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым классификация доходов Российской Федерации основывается на законодательных актах РФ и утверждается федеральным законом.
Кроме того, Инспекцией МНС не доказан факт недобросовестности ОАО "Транссибнефть" при исчислении и уплате страховых взносов в ПФ, в то время как в сфере налоговых правоотношений согласно Определению Конституционного суда РФ N 138-О от 25.07.2001 действует презумпция добросовестности налогоплательщика.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 28.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-613/02(А-358/03) оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2003 г. N Ф04/4853-1430/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании