Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 декабря 2003 г. N Ф04/6120-2064/А45-2003
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Леда" (далее - ООО "Леда") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Бердску Новосибирской области (далее - Инспекция МНС), выразившегося в неначислении процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 656 132 руб. за декабрь 2001 года, а также обязании налогового органа принять решение об уплате заявителю из федерального бюджета процентов в сумме 68 621 руб. и направить его на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.08.2003 (судья С.) заявленные ООО "Леда" требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение. Инспекция МНС не согласна с исчислением сроков, приведенных заявителем в заявлении, полагает, что ООО "Леда" имеет право претендовать на начисление процентов за несвоевременный возврат налога лишь с 10.03.2003 по 14.03.2003.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Леда" не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции МНС, считая их несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным. Просит оставить его без изменения, как принятое в полном соответствии с требованиями законодательства, а кассационную жалобу Инспекции МНС - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.08.2002 ООО "Леда" подало в Инспекцию МНС заявление о возмещении из бюджета НДС за декабрь 2001 года в сумме 656 132 руб. В своем ответе от 23.09.2002 N 02-13-08/10576 Инспекция МНС сообщила о невозможности возврата указанной суммы в связи с тем, что согласно акта камеральной проверки налоговой декларации за декабрь 2001 год N 683 от 05.06.2002 и вынесенного на его основании решения от 28.06.2002 N 683 ООО "Леда" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК) в виде штрафа в размере 5 681 руб. Кроме того, заявителю доначислено 641 666 руб. неуплаченного НДС.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.11.2002 по делу N А45-18387/02-СА3/498, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2003, решение Инспекции МНС от 28.06.2002 N 683 признано недействительным.
17.02.2003 ООО "Леда", после вступления в силу решения арбитражного суда повторно обратилось в Инспекцию МНС с заявлением о возмещении из бюджета НДС за декабрь 2001 года в сумме 656 132 руб., а также с требование об уплате процентов на эту сумму за период с 13.09.2002 по день фактического принятия решения о возврате. 31.03.2003 платежным поручением N 258 Управлением федерального казначейства по Новосибирской области на расчетный счет ООО "Леда" было перечислено 656 132 руб. Как указано в назначении платежа, возврат налога произведен по заключению N 2559 от 14.03.2003. Неначисление и неуплата Инспекцией МНС процентов на возвращенную сумму НДС послужило основанием для обращения ООО "Леда" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "Леда", Арбитражный суд Новосибирской области принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС.
Порядок возмещения НДС определен ст. 176 НК. Согласно п.п. 1-3 указанной статьи если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму начисленного налога, то в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, полученная разница направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение в соответствующий орган федерального казначейства, который осуществляет возврат в течение двух недель, считая со дня получения соответствующего решения налогового органа.
При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждый день просрочки.
Вывод арбитражного суда о том, что Инспекция МНС была обязана принять решение о возврате НДС в течение двух недель после первоначального обращения налогоплательщика с заявлением, т.е. не позднее 12.09.2002, а период просрочки составляет с 13.09.2002 по 14.03.2003, является правильным, основанным на буквальном толковании вышеназванных норм.
Ссылки Инспекции МНС на необходимость исчисления срока возникновения права на возврат с 17.02.2003 несостоятельны, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, на дату подачи первого заявления о возврате НДС - 29.08.2002 заявитель имел право на возмещение данного налога из бюджета, которому корреспондировала обязанность налогового органа принять соответствующее решение.
Факт вынесения Инспекцией МНС решения N 683 от 28.06.2002 о привлечении ООО "Леда" к налоговой ответственности, а также обжалования его в судебном порядке в данном случае не влияет на порядок исчисления периода просрочки возврата подлежащего возмещению из бюджета налога, т.к. данное решение было признано судом недействительным, т.е. изначально, с даты его принятия оно не соответствовало требованиям законодательства и нарушало права заявителя.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.08.2003 по делу N А45-8780/03-СА23/383 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Бердску Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2003 г. N Ф04/6120-2064/А45-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании