Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 декабря 2003 г. N Ф04/6252-1902/А45-2003
(извлечение)
Истец обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными результатов конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" за 2002 год, изложенных в протоколе заседания конкурсной комиссией от 14.02.2003. Исковые требования обоснованы проведением конкурса с нарушением требований Правил проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита, организаций в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 409 от 12.06.2002.
Решением от 17.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2003, иск удовлетворен. Результаты конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" МПС РФ за 2002 год, проведенного 12.02.2003 признаны недействительными. Суд пришел к выводу о том, что ответчиком были нарушены Правила проведения конкурса и Типового положения о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита", в результате чего результаты конкурса являются недействительными.
В кассационной жалобе ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новое решение, иске отказать. Заявитель жалобы полагает, что выводы суда о том, что конкурсная комиссия сформирована без соблюдения действующего порядка, в связи с чем, результаты конкурса являются недействительными, несостоятельны. По мнению заявителя, требования "Типового положения о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита", утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2002 N 107-н в части минимального числа членов комиссии и введения обязательного условия об утверждении персонального состава комиссии, с обязательным участием представителя аккредитованного профессионального аудиторского объединения по сравнению с Постановлением Правительства РФ N 409 могут носить лишь рекомендательный, диспозитивный характер. Считает, что ответчиком соблюдены все требования, установленные к процедуре по формированию и составу конкурсной комиссии.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанции считает судебные акты не подлежащими отмене.
Материалами дела установлено, что в связи с проведением конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита финансовой отчетности ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" МПС РФ за 2002 год, ответчик 23.01.2003 направил в адрес истца приглашение на участие в конкурсе.
Согласно протоколу проведения конкурса от 12.02.2003 и официального заключения конкурсной комиссии от 12.02.2002 победителем конкурса признана организация ООО "Аудит-М", как набравшая по итогам конкурса максимальное количество баллов.
ЗАО "Новосибирское аудиторское товарищество" от 12.02.2003, участник конкурса, считая, что проведение конкурса осуществлено с нарушением действующих правил обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Перечисленные истцом нарушения требований проведения конкурса ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" МПС РФ за 2002 год, как организации в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, проверены судебными инстанциями по представленным ответчиком доказательствам (приказу, протоколам и официальному заключению).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" от 12.06.2002 N 409, Типового положения "О конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита", утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10. N 107-н, для проведения конкурсов создается конкурсная комиссия не менее 6 человек с включением в ее состав представителя Министерства имущественных отношений РФ, представителя федерального органа исполнительной власти и одного из аккредитованных при Минфине РФ профессиональных аудиторских организаций с обязательным утверждением персонального состава.
Судом установлено, что при создании конкурсной комиссии ответчиком было нарушено Типовое положение "О конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита".
Приказ начальника ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" N 14-Н от 12.02.2003 "О создании конкурсной комиссии" не утверждает персональный состав из 6 человек, поскольку представитель Министерства финансов РФ в состав комиссии персонально не назначен.
В соответствии с указанным приказом в комиссии включен председатель Правления некоммерческого партнерства "Институт Профессиональных аудиторов" Д.
Однако участия в работе конкурсной комиссии она не принимала.
Свое право на участие в работе конкурсной комиссии Д. передала по доверенности N 04-02/03 от 10.02.2003 председателю конкурсной комиссии- заместителю начальника ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" МПС РФ Н.
Из смысла пункта 8 "Правил проведения конкурса _" следует, что персональный член конкурсной комиссии не праве передавать свои полномочия.
Арбитражный суд усмотрел в данных действиях нарушение требований "Правил проведения конкурса по отбору аудиторских организаций _" и правильно указал на то, что только представитель профессионального аудиторского объединения обладает специальными познаниями, которые может применить только он.
Таким образом, выводы арбитражного суда о том, что конкурсная комиссия фактически состояла из 4 человек, сформирована без соблюдения действующего порядка, и в ее работе не принимал участия представитель одного из аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединений подтверждены материалами дела и ответчиком не оспариваются.
Исходя из изложенного, арбитражный суд правомерно признал результаты конкурса, по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" за 2002 год, изложенных в протоколе заседания конкурсной комиссией от 14.02.2003 недействительными.
Согласно статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт, принятый судами период и апелляционной инстанции лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального или процессуального права.
При проверке принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не установил наличие оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от Арбитражного суда Новосибирской области по делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2003 г. N Ф04/6252-1902/А45-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании