Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 декабря 2003 г. N Ф04/6351-1856/А46-2003
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Сибтрест - Центр" (далее - ЗАО "Сибтрест - Центр") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения N 04-01/3498 от 20.09.2002 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция МНС) об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС), привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату НДС.
Решением суда первой инстанции (судья З.) от 31.07.2003, заявление ЗАО "Сибтрест - Центр" удовлетворено. Решение Инспекции МНС N 04-01/3498 от 20.09.2002 признано недействительным как вынесенное с нарушением требований статей 100, 101, 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит решение суда, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права, отменить и направить дело на новое рассмотрение. Так, Инспекция МНС считает, что поскольку в результате встречных проверок факт уплаты НДС поставщику ЗАО "Сибтрест - Центр" не может быть установлен, право на налоговый вычет у заявителя отсутствует. Также налоговый орган не согласен с выводами суда относительно нарушения налоговой инспекцией норм налогового законодательства при вынесении оспариваемого заявителем решения.
Представитель ЗАО "Сибтрест - Центр" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС была проведена камеральная налоговая проверка представленной ЗАО "Сибтрест - Центр" налоговой декларации (расчета) о возмещении из бюджета НДС за май 2002 года в размере 542607 руб., в ходе которой установлена неполная уплата НДС.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 04-01/3498 от 20.09.2002 об отказе в возмещении ЗАО "Сибтрест-Центр" НДС по товарам, полученным от ООО "Спецтрансмаш" со ссылкой на то, что результатами встречной проверки поставка товаров не подтверждена. Указанным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм НДС в виде штрафа в размере 466,2 руб., налоговым органом также предложено обществу уплатить НДС в сумме 542607 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные этой статьей налоговые вычеты, а в силу пункта 2 названной статьи, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 ст. 171 НК РФ
Как указано в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов, и в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии первичных документов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из положений указанных выше норм налогового законодательства, сделал правомерный вывод о том, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров на основании выставленных ими счетов-фактур и принятия этих товаров на учет.
При этом, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, арбитражным судом сделан обоснованный вывод об отсутствии в данном случае у налоговой инспекции законных оснований для отказа заявителю в возмещении НДС по налоговой декларации за май 2002 года на основании представленных им документов. Как отмечено судом первой инстанции, факт приобретения заявителем товарно-материальных ценностей, их принятие на учет, а также факт перевода долга в соответствии с заключенным и договорами ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
В силу требований пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса.
Поскольку, как отмечено судом первой инстанции, в нарушение данной нормы оспариваемое заявителем решение налоговой инспекции не содержит мотивировочной части, где должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых нарушений, не содержит указания на нормы права, а также вынесено без ознакомления заявителя с результатами встречной проверки, что исключало возможность представления возражений по результатам ее проведения, кассационная инстанция считает правильными выводы суда о нарушении налоговой инспекции норм Налогового кодекса Российской Федерации при вынесении оспариваемого заявителем решения. Помимо этого, как указано судом, вынесение решения состоялось до получения письменного ответа на направленный налоговой инспекцией запрос.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 31.07.2003 по делу N 25-308/02 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2003 г. N Ф04/6351-1856/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании