Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 ноября 2003 г. N Ф04/5903-1962/А45-2003
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 3 по Новосибирской области обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании налоговых санкций в размере 59 075 руб. 08 коп. за нарушение налогового законодательства.
Определением от 18.08.2003 Арбитражного суда Новосибирской области (судья П.) заявление налогового органа оставлено без рассмотрения.
Суд мотивировал данный вывод тем, налоговым органом не соблюден досудебный порядок взыскания налоговых санкций, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.
В апелляционную инстанцию решение сторонами не обжаловалось.
В кассационной жалобе Межрайонная Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 3 по Новосибирской области просит отменить состоявшееся по делу определение и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, досудебный порядок урегулирования спора соблюден. ОАО "Новосибирскавтодор" было направлено требование N 105 от 04.12.2003 о добровольной уплате налоговых санкций, а также решение было получено руководителем филиала юридического лица, действовавшего на основании генеральной доверенности N 127-ОК от 17.05.2002.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Новосибирскавтодор" просит определение по делу оставить без изменения, так как из доверенности N 127-ОК от 17.05.2002 следует, что руководитель филиала не управомочен налогоплательщиком на получение требования об уплате налоговых санкций, так как налоговые санкции не являются налогами. Суд первой инстанции правильно не применил пункт 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, руководитель филиала правомерно не признан представителем ответчика при получении требования об уплате санкций. Руководителю ОАО "Новосибирскавтодор" не вручалось требование по уплате налоговых санкций.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Новосибирскавтодор" в части деятельности филиала Обского ДРСУ по вопросам соблюдения налогового законодательства вынесено решение от 04.12.2002 N 105 о привлечении ОАО "Новосибирскавтодор" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО "Новосибирскавтодор" выставлено требование N 105 от 04.12.2002 и предложено в срок до 09.12.2002 уплатить 363 294 руб. 11 коп.
В установленный срок, ОАО "Новосибирскавтодор" задолженность не погасило, ссылаясь на то, что налоговым органом не соблюдена процедура досудебного урегулирования спора, ни акт проверки, ни решение, ни требований лично не вручалось и по почте в адрес юридического лица не направлялись.
Не согласившись с принятым решением налоговый орган обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Порядок предъявления в суд иска о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлен статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 названной нормы, до обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, за совершение данного налогового правонарушения.
Из изложенного следует вывод, что пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации установлен досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, который налоговый орган обязан соблюдать при обращении в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции. Нарушение налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для вынесения судом определения об оставлении иска без рассмотрения в соответствии с пунктом 5 статьи 87 и пунктом 1 статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с ОАО "Новосибирскавтодор" налоговых санкций на основании решения налогового органа от 04.12.2002 N 105. Налогоплательщику предложено уплатить суммы налоговых санкций, недоимок и пеней в срок, указанный в требовании, однако требование от 04.12.2002 N 105 об уплате налоговых санкций в срок до 09.12.2002 не было направлено ОАО "Новосибирскавтодор". Налоговый орган не оспаривает данное обстоятельство, однако считает правомерным в данном случае вручение указанного требования руководителю филиала Обского ДРСУ. Это подтверждено материалами дела.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 26 и статьи 28 Налогового кодекса Российской Федерации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик (организация) может участвовать через законного или уполномоченного представителя, действия (бездействие) которых признаются действиями (бездействием) этой организации, но полномочия такого представителя должны быть документально подтверждены. Однако, из материалов дела не усматривается наличие полномочий руководителя филиала Обского ДРСУ на представление интересов ОАО "Новосибирскавтодор" в налоговом органе по вопросам, касающимся привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и на уплату налоговых санкций. Не подтверждены полномочия начальника филиала Обского ДРСУ представлять интересы ОАО "Новосибирскавтодор" при решении этих вопросов и генеральной доверенностью, которая должна быть оформлена в соответствии с пунктом 3 статьи 26, пунктами 1 и 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно оставил без рассмотрения заявление налогового органа о взыскании с ОАО "Новосибирскавтодор" налоговых санкций.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 18.08.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8245/03-СА2/368 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2003 г. N Ф04/5903-1962/А45-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании