Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июля 2003 г. N Ф04/3506-974/А46-2003
(извлечение)
См. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2004 г. N Ф04/2064-411/А46-2004
Закрытое акционерное общество (далее ЗАО) "Дромасс" г. Омска обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее ИМНС РФ) по Советскому административному округу г. Омска о признании недействительным требования от 23.01.2003 N 07/1103-1.
Заявленные требования мотивированы необоснованным применением повышенной ставки налога за 2002 год.
Решением от 08.04.2003 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены, требование ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска от 23.01.2003 N 07/1103-1 признано полностью недействительным.
Суд мотивировал свое решение тем, что поправочные коэффициенты являются актами законодательства о налогах и сборах; последние вступают в силу в соответствии с положениями ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации; нормы федеральных законов в части установления коэффициента к ставке налога на землю, не подлежат применению; введение федеральным законодательством коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных законодательством субъектов Российской Федерации.
В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска просит решение суда от 08.04.2003 отменить и принять новый судебный акт, отказав ЗАО "Дромасс" в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы полагает, что повышающие коэффициенты должны применяться с начала года; повышающие коэффициенты - это индексация; федеральные нормативные акты являются актами прямого действия.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Дромасс" просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, по доводам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 06.11.2002 ЗАО "Дромасс" предоставило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 28 437 руб. в счет предстоящих платежей по другим налогам.
По результатам камеральной налоговой проверки заместителем руководителя ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска было вынесено решение от 21.01.2003 N 07-24/972, в соответствии с которым ЗАО "Дромасс" неверно применило ставки земельного налога, что привело к занижению исчисленного земельного налога за указанные периоды в сумме 29335 руб. 05 коп. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления земельного налога в указанном выше размере, а также привлечение ЗАО "Дромасс" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и начисления пени за несвоевременную уплату указанного налога.
23.01.2003 ИМНС РФ по Советскому административному округу г. Омска направила в адрес ЗАО "Дромасс" требование N 07/1103-1, в соответствии с которым заявителю было предложено добровольно уплатить земельный налог за 2002 год в сумме 29335 руб. 05 коп. и пени за его несвоевременную уплату в размере 236 руб. 53 коп.
Не согласившись с указанным требованием налогового органа, ЗАО "Дромасс" обратилось в арбитражный суд.
На основании статей 16, 17 закона Российской Федерации от 11.10.1992 N1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году с коэффициентом 2.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Установленные законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемыми нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В силу вышеизложенного, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо, с учетом изложенного, дать оценку доводам налогового органа, а также распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, п. 1 ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 08.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-28/03 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2003 г. N Ф04/3506-974/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании