Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 августа 2003 г. N Ф04/3739-582/А75-2003
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Тюменьэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением, предмет которого изменен, о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижневартовскому району, выразившихся в начислении пеней по состоянию на 03.01.2002 за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа; о признании недействительными требования от 03.01.2002 N 11 в части начисления пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 40252452, 16 руб., зачисляемого в территориальный дорожный фонд; решения от 27.02.2002 N 66; а также не подлежащим исполнению инкассового поручения от 19.05.2002 N 467.
Требования заявителя мотивированы отсутствием законодательно установленного срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 07.02.2003 признаны незаконными действия должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нижневартовскому району, выразившиеся в начислении пеней по состоянию на 03.01.2002 за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа; признаны недействительными требование от 03.01.2002 N 11 в части начисления пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 40252452, 16 руб., зачисляемого в территориальный дорожный фонд; решение от 27.02.2002 N 66 в части доначисления пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 40252452, 16 руб.; не подлежащим исполнению инкассовое поручение от 18.05.2002 N 467.
Заявленные требования акционерного общества удовлетворены судом ввиду отсутствия законодательно установленных сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа.
В остальной части заявленных требований отказано, поскольку решение налогового органа от 27.02.2002 N 66 оспаривалось в части доначисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение норм материального права, регулирующего уплату налога на пользователей автомобильных дорог, просит судебные акты отменить и принять новое решение.
Заявитель полагает, что в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, отнесены к федеральным налогам. Срок уплаты налога на пользователей автодорог установлен Порядком образования и использования средств Федерального дорожного фонда, утвержденного постановлением Правительства Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2335-1.
Представитель акционерного общества изложенные в жалобе доводы признал необоснованными, представил письменный отзыв.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ОАО "Тюменьэнерго", кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционной инстанции арбитражного суда.
Из материалов дела следует, что в связи с истечением срока, установленного в требовании от 03.01.2002 N 11 для уплаты пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год, налоговым органом вынесено решение от 27.02.2002 N 66 о взыскании задолженности по налогам и пеням с банковских счетов ОАО "Тюменьэнерго" и 19.05.2002 выставлено инкассовое поручение N 467 на сумму 5240463,54 руб.
Удовлетворяя заявленные требования акционерного общества, арбитражный суд обеих инстанций исходил из следующего.
Согласно подпункту "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.
Законом Ханты - Мансийского автономного округа от 22.02.2000 N 15-ОЗ "О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, входящий как составная часть в понятие "порядок образования фонда", не установлен.
Ввиду того, что сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд, является незаконным.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы, изложенные в жалобе, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда соответствуют нормам материального и процессуального права и основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 07.02.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-356-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 августа 2003 г. N Ф04/3739-582/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании