Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 сентября 2003 г. N Ф04/4280-1250/А46-2003
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Омской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства Т. (далее - КФХ Т.) штрафа в размере 7 013,98 рублей за непредставление в установленный законодательством срок:
расчетов по налогу на имущество предприятий за 2000, 2001 годы, I квартал и I полугодие 2002 года,
деклараций по целевому сбору предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территории за 2000 год, I квартал и I полугодие, 9 месяцев 2001 года, 2001 год, I квартал и I полугодие, 9 месяцев 2002 года,
деклараций по налогу с продаж за 2000 год, январь-декабрь 2001 года, январь-сентябрь 2002 года,
деклараций по налогу на добавленную стоимость за III-IV квартал 2000 года, I-IV квартал 2001 года, I-III кварталы 2002 года,
деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000, 2001 годы, I квартал и I полугодие, 9 месяцев 2002 года,
расчетов 10% отчислений от платы за загрязнение природной среды за 2001, 2002 годы,
расчетов 10% отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды IV квартал 2000 года, I-IV кварталы 2001 года, I-III кварталы 2002 года,
деклараций по налогу на прибыль организации за 2000, 2001 годы, I квартал и I полугодие, 9 месяцев 2002 года,
сводной налоговой декларации по земельному налогу за 2001-2002 годы,
деклараций по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 и 2001 годы,
расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) за 2001 год,
декларации по единому социальному налогу (взносу) за 2001 год, ответственность за которые предусмотрена п. 1, п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекцией, в результате выполнения КФХ Т. 12.05.2003 требования об уплате штрафа за нарушение сроков представления декларации по земельному налогу в размере 200 рублей, уменьшен размер взыскиваемого штрафа до 6 813,98 рублей.
Решением арбитражного суда от 09.06.2003 (судья Ш.) требования Инспекции удовлетворены в части взыскания штрафа в размере 1 313,98 рублей за нарушение сроков представления декларации по налогу на имущество, налогу с продаж, налогу на добавленную стоимость, декларации по целевому сбору предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, налогу на прибыль и земельному налогу (в неоплаченной части), ответственность за которые предусмотрена п. 1 ст. 119 НК Российской Федерации.
В удовлетворении требования о взыскании штрафа по п. 2 ст. 119 НК Российской Федерации в общей сумме 3 700 рублей за несвоевременное представление деклараций по вышеперечисленным налогам, а также по единому социальному налогу за 2001 год отказано, поскольку в налоговых декларациях отсутствует налогооблагаемая база.
Признаны не подлежащими удовлетворению требования Инспекции о взыскании штрафа за непредставление расчетов 10% отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды в размере 1 000 рублей, декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог - 500 рублей, налогу с владельцев транспортных средств - 200 рублей по следующим основаниям.
Арбитражный суд пришел к выводу, что плата за загрязнение окружающей природной среды не является законно установленным сбором. Все элементы данного платежа установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", однако согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 16-П от 11.11.1997 отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
Сроки представления декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с владельцев транспортных средств установлены Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающие в дорожные фонды", которая в соответствии со ст.ст. 1, 4 НК РФ не относится к законодательному акту о налогах и сборах.
Арбитражным судом не удовлетворены требования Инспекции в части взыскания штрафа в размере 100 рублей за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу, поскольку ответственность по п. 2 ст. 119 НК Российской Федерации возникает за несвоевременное представление налоговой декларации, а не расчетов.
В апелляционном порядке законность решения не проверялась.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенное арбитражным судом решение в части неудовлетворенных требований, поскольку порядок уплаты данных налогов установлен нормативно-правовыми актами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которые являются обязательными для исполнения всеми налогоплательщиками.
Инспекция также считает правомерным привлечение КФХ Т. к ответственности по ст. 119 НК Российской Федерации за несвоевременное представление расчетов по единому социальному налогу, так как все данные которые подлежат отражению в налоговой декларации, содержатся в расчетах.
КФХ Т. отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при принятии решения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает его подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Инспекции проведена камеральная проверка правильности и своевременности предоставления налоговых деклараций и документов КФХ Т., результаты которой отражены в докладной записке N 5 от 04.02.2003.
По результатам рассмотрения вышеуказанной докладной записки руководителем Инспекции вынесено решение N 5-к от 13.02.2003 о привлечении КФХ Т. за совершение правонарушений ответственность за которые предусмотрена п. 1, п. 2 ст. 119 НК Российской Федерации и назначено наказание в виде штрафа в размере 7 013,98 рублей.
Требование Инспекции об уплате штрафа от 15.02.2003 в добровольном порядке не исполнено.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Инспекции в части взыскания штрафа в размере 1 000 рублей за непредставление расчетов 10% отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, принял законное и обоснованное решение.
Пунктом 3 ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды" от 19.12.1991 N 2060-1 предусмотрена плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.
Порядок определения этой платы определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
После вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы, а также порядок их установления, ставки и другие положения о налогах и сборах устанавливаются федеральным законом.
Согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ.
Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указанные выше полномочия отнесены к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, с момента вступления в законную силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации и до принятия указанного выше Закона отсутствовало законно установленное положение о порядке платы за загрязнение окружающей среды.
В соответствии со ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права издавать подобного рода акты. Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Из смысла вышеуказанной статьи следует, что не могут быть взысканы налоги и сборы, установленные не в соответствии с действующим законодательством.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002, оставленным в силе определением кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.20002, Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 признано незаконным (недействительным).
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.1993 N 10 в соответствии с ч. 3 ст. 239.8 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта незаконным влечет признание этого акта не действующим со дня вступления решения в законную силу, при этом, если правовой акт издан органом при отсутствии соответствующих полномочий, то такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания. В рассматриваемом случае со дня когда нормативный правовой акт вступил в противоречие с федеральным законом.
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 147-ФЗ впредь до введения в действие ст.ст. 13, 14, 15 части первой Кодекса налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетный фонд, не установленные ст.ст. 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не взыскиваются. Плата за загрязнение окружающей природной среды указанными статьями не предусматривалась, следовательно, и взимание их не основано на законе.
В части привлечения КФХ Т. к ответственности по п. 2 ст. 119 НК Российской Федерации за нарушение срока представления расчета авансовых платежей по единому социальному налогу суд не нашел оснований для привлечения к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 80 НК Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
Налогоплательщики в соответствии с п. 7 ст. 243 НК Российской Федерации обязаны представить налоговому органу налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, которым на основании ст. 240 НК Российской Федерации признается календарный год.
В силу п. 3 ст. 243 НК Российской Федерации по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.
Таким образом, декларация по единому социальному налогу и расчеты по авансовым платежам по названному налогу представляют собой различные документы.
Пункт 1 ст. 119 НК Российской Федерации предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по месту учета.
В связи с вышеизложенным, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя в части взыскания штрафа в размере 100 рублей за нарушение срока представления расчета авансовых платежей по единому социальному налогу.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания штрафа в размере 200 рублей за непредставление деклараций по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 и 2001 годы, суд указал на то, что законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления расчетов по данному налогу, следовательно, КФХ Т. не может быть привлечено к ответственности за нарушение сроков их представления.
По мнению кассационной инстанции, вывод суда соответствует действующему законодательству.
Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Законом Омской области "О территориальном дорожном фонде" от 23.07.1996 N 68-ОЗ и от 27.07.2000 N 252-ОЗ не установлен срок представления налоговой декларации по налогу с владельцев транспортных средств.
Такой срок определен лишь Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 04.04.2000 N 59.
Поскольку законодательством о налогах и сборах срок представления деклараций по данному налогу не предусмотрен, а срок представления расчетов, указанный в Инструкции, не может быть применен в силу п. 2 ст. 4 НК Российской Федерации, ответственность, предусмотренная ст. 119 НК Российской Федерации, применена налоговым органом незаконно.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает решение суда в части отказа во взыскании штрафа в размере 3 700 рублей за несвоевременное представление деклараций по налогу на имущество, налогу с продаж, налогу на добавленную стоимость, целевому сбору предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, налогу на прибыль, по земельному налогу в неоплаченной части и единому социальному налогу, ответственность за которые предусмотрена п. 2 ст. 119 НК Российской Федерации, подлежащим отмене, как принятые в нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 80 НК Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
Инспекцией установлено и не оспаривается КФХ Т., что он является плательщиком вышеперечисленных налогов и обязан был представлять декларации по данным налогам.
По смыслу ст. 119 НК Российской Федерации выполнение обязанности по представлению налоговой декларации не связано с наличием (отсутствием) фактически полученного дохода, а также его размером.
Инспекцией в ходе осуществления налогового контроля в соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации было установлено нарушение налогоплательщиком срока представления налоговых деклараций и определен размер штрафа.
Учитывая, что арбитражным судом первой инстанции не исследовались обстоятельства совершения КФХ Т. правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 119 НК Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не имеет возможности принять по делу в этой части новое решение.
Поэтому решение в этой части подлежит отмене по основаниям неправильного применения норм материального права, а дело подлежит передаче на новое рассмотрение.
Кассационная инстанция также не может согласиться с выводом арбитражного суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа в размере 500 рублей за несвоевременное представление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000, 2001 годы, I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2002 года.
Дорожный налог согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации относится к региональному налогу, который вводится в действие законами субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Арбитражным судом при принятии решения не учтено, что Закон Омской области "О территориальном дорожном фонде" от 27.07.2000 N 252-ОЗ, вступивший в законную силу с 01.10.2000 года и от 29.12.2001 N 335-ОЗ, регулирующий порядок формирования территориального дорожного фонда с 01.01.2002, содержит сроки представления налоговых деклараций по данному налогу для отчета в налоговые органы.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить вышеуказанные нарушения, а также распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.06.2003 по делу N 23-266/03 в части отказа во взыскании штрафа в размере 4 200 рублей за несвоевременное представление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог, единому социальному налогу, налогу на имущество, налогу с продаж, налогу на добавленную стоимость, декларации по целевому сбору предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, налогу на прибыль и земельному налогу (в неоплаченной части) отменить, кассационную жалобу Инспекции в этой части удовлетворить.
Дело в этой части передать на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2003 г. N Ф04/4280-1250/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании