Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 сентября 2003 г. N Ф04/4560-1333/А46-2003
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Омскавиасервис" (далее - ЗАО "Омскавиасервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании неправомерным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в неуменьшении задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 108 400 рублей, по налогу на пользователей автодорог в сумме 14 801 рублей, по подоходному налогу в сумме 35 800 рублей и обязании их совершить действия направленные на уменьшение указанной задолженности.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет заявленных требований и просил признать недействительным решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Омской области (далее - налоговое управление) от 26.02.2002 N 05-6 в части отказа в отражении на лицевом счете налога на добавленную стоимость в сумме 108 400 рублей, налога на пользователей автодорог в сумме 14 801 рублей, подоходного налога в сумме 35 800 рублей. По заявлению ЗАО "Омскавиасервис" суд на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика с налоговой инспекции на налоговое управление.
Решением от 24.01.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2003 решение оставлено без изменения.
Принимая решения, судебные инстанции пришли к выводу, что налогоплательщик добросовестно исполнил свои обязанности по уплате налогов, обратное налоговым органом не доказано, поэтому отмена налоговым управлением решения об отражении на лицевом счете налогоплательщика сумм задолженностей по перечисленным налогам как погашенной, признано незаконным.
В кассационной жалобе налоговое управление полагает, что судебные акты приняты с неправильным применением норм права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что не были исследованы негативные последствия для налогоплательщика оспариваемым решением налогового управления. Считает, что оспариваемое решение принято в связи с ведением внутреннего контроля за поступлением налоговых платежей и не влияет на права и интересы налогоплательщика, поскольку они не содержат обязательных для заявителя предписаний, кроме того форма, такого решения не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации. Просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ответчика ЗАО "Омскавиасервис" считает, что у налогового управления не было оснований для отмены решения налоговой инспекции, как не было и права проводить повторную выездную проверку по налогам которые уже были предметом налоговой проверки. Указывает на правильность и обоснованность судебных решений. Отклоняет доводы налогового управления о не подведомственности настоящего спора арбитражному суду, ссылаясь на арбитражную практику.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, считает, что требования кассационной жалобы подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ЗАО "Омскавиасервис", о чем составила акт от 31.01.2002 N 05-15/18ДСП. По результатам рассмотрения комиссией налоговой инспекции указанного акта принято решение от 26.02.2002 N 05-6, которым предписано отразить в лицевых счетах налогоплательщика как уплаченные: налог на добавленную стоимость в сумме 108 400 рублей, налог на пользователей автодорог в сумме 14 801 рублей, подоходный налог в сумме 35 800 рублей. Комиссия налогового управления своим решением от 31.05.2002 N 03-18/11-7180 о рассмотрении вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, отменило вышеуказанное решение налоговой инспекции, отказав ЗАО "Омскавиасервис" в отражении в лицевых счетах как погашенной, задолженности по перечисленным налогам в указанных суммах.
Не согласие заявителя с вынесенным налоговым управлением решением послужило основанием для его обращения в суд.
Принимая решения судебные инстанции не учли, что решение налогового управления не затрагивает права и интересы заявителя.
Взаимоотношения налоговой инспекции и налогового управления регламентируются положениями и приказами внутриведомственного характера. Довод налогового управления о его праве утверждать решения налоговой инспекции подтверждается приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.10.2000 N БГ-3-18/351.
Так же судебные инстанции не учли, что лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, и также не содержат необходимых данных для проверки обоснованности начисления сумм налогов в установленных размерах.
Таким образом, оспариваемое решение налогового управления, отменяющее решение налоговой инспекции об отражении в лицевых счетах ЗАО "Омскавиасервис" как уплаченных: налога на добавленную стоимость в сумме 108 400 рублей, налога на пользователей автодорог в сумме 14 801 рублей, подоходного налога в сумме 35 800 рублей, по существу не влияет на права и обязанности налогоплательщика, так как не содержит каких-либо предписаний обязательных для исполнения налогоплательщиком.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что ЗАО "Омскавиасервис" не лишен права в установленном законом порядке обжаловать выставленное требование N 5666 по состоянию на 28.06.2002 об уплате налогов, тем самым, доказав свою добросовестность по исполнению обязанностей по уплате налогов.
При таких обстоятельствах, судебные акты подлежат отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 24.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 25.06.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-542/02(А-232/03) отменить и принять новое решение.
В удовлетворении требований ЗАО "Омскавиасервис" - отказать.
Взыскать с ЗАО "Омскавиасервис" государственную пошлину в доход Федерального бюджета в сумме 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2003 г. N Ф04/4560-1333/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании