Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 сентября 2003 г. N Ф04/4699-1554/А45-2003
(извлечение)
Муниципальное учреждение Управление жилищного хозяйства N 4 администрации Заельцовского района г. Новосибирска (далее - МУ УЖХ N 4) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заельцовскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция МНС) о признании недействительным решения N 14 от 15.02.2002 в части уплаты налога на пользователей автодорог в сумме 7326 руб., пени в сумме 2585 руб., штрафа в сумме 1081 руб.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд произвел замену МУ УЖХ N 4 на правопреемника - муниципальное учреждение "Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Заельцовского района" (далее - МУ "Дирекция заказчика по ЖКХ Заельцовского района").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.12.2002 (судья С.), оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2003 (судьи: М., Ш., Ю.), заявленные требования удовлетворены.
Судебные инстанции исходили из того, что МУ УЖХ N 4 средства на капитальный ремонт не использовал, а в соответствии с постановлениями мэра города Новосибирска от 11.04.1997 N 380, от 13.06.2000 N 1150 "О льготах и тарифах при оплате жилищно-коммунальных услуг" перечислял на счет комитета жилищно-коммунального хозяйства, следовательно, у налогового органа отсутствуют основания для начисления налога на пользователей автодорог, пени и штрафа.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение. Инспекция МНС указывает, что в соответствии со статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Согласно пункта 3.2.1 Устава МУ УЖХ N 4 осуществляет работы по выполнению текущего и капитального ремонта жилищного фонда собственными силами с привлечением подрядчиков, а также производит сбор платежей с населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде за содержание жилищного фонда и коммунальные услуги по тарифам, установленным мэрией г. Новосибирска, следовательно, МУ УЖХ N 4 имеет выручку, которая поступает ему в кассу и поэтому должна быть отражена по правилам бухгалтерского учета и требований налогового законодательства.
Отзыв от МУ "Дирекция заказчика по ЖКХ Заельцовского района" на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители МУ "Дирекция заказчика Заельцовского района" считают состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка МУ УЖХ N 4 по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1998 по 31.12.2000.
На основании акта проверки N 14 от 22.01.2002 Инспекцией МНС принято решение N 14 от 15.02.2002 о привлечении МУ УЖХ N 4 к налоговой ответственности, в том числе предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа по налогу на пользователей автодорог в сумме 1081 руб., так же предложено уплатить налог на пользователей автодорог в сумме 7326 руб., пени в сумме 2585 руб.
По мнению Инспекции МНС в результате неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета, платежи за жилье, причитающиеся к сбору с квартиросъемщиков, в части платы за капитальный ремонт не отражались в составе доходов по кредиту счета 80 для целей налогообложения. Обороты по счету 96-2, подтверждающие расход средств на данные цели отсутствует. В результате МУ УЖХ N 4 занижена выручка от реализации жилищно-коммунальных услуг, что повлекло за собой занижение налоговой базы для исчисления налога на пользователей автодорог.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
В силу стать 39 Налогового кодекса Российской Федерации под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Согласно Постановлению мэрии города Новосибирска от 11.04.1997 N 380 и пункту 2.4 Постановления мэрии города Новосибирска от 13.06.2000 N 1150 "О тарифах и льготах при оплате жилищно-коммунальных услуг" руководители жилищно-эксплуатационных организаций города должны перечислять полученные от населения средства за наем и капитальный ремонт на расчетный счет комитета жилищно-коммунального хозяйства для проведения капитального ремонта (за исключением организаций, выполняющих работы по капитальному ремонту собственными силами согласно титульному списку, утвержденному директором департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, и Инспекцией МНС не оспаривается, что МУ УЖХ N 4 средства на капитальный ремонт не использовал, а в соответствии с постановлениями мэра города Новосибирска от 11.04.1997 N 380, от 13.06.2000 N 1150 "О тарифах и льготах при оплате жилищно-коммунальных услуг" перечислял на счет комитета жилищно-коммунального хозяйства.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствуют основания для начисления МУ УЖХ N 4 налога на пользователей автодорог, пени и штрафа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 11.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11396/02-СА/456 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заельцовскому району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2003 г. N Ф04/4699-1554/А45-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании