Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 августа 2003 г. N Ф04/3853-1225(1226)/А27-2003
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Концерн Кузбассшахтострой" (далее - ОАО "Концерн Кузбассшахтострой") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании решения налогового органа от 11.10.2002 N 539 недействительным в части уплаты недоимки по налогам в размере 1 278 484 рублей 44 копеек, пени в размере 322 845 рублей 64 копеек, штрафных санкций в размере 392 714 рублей 52 копеек.
Решением от 21.03.2003 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением апелляционной инстанции принятое решение оставлено без изменения.
Принимая решения судебные инстанции исходили из того, что для целей исчисления налога на имущество предприятий результаты переоценки балансовой стоимости основных фондов учитываются в расчетах по налогу на имущество предприятий за 1 квартал года, следующего за годом проведения переоценки, поэтому объекты незавершенного строительства начиная с 01.01.1999 переоценке не подлежали и вывод налогового органа о занижении среднегодовой стоимости имущества и, соответственно, доначисление налога на имущество правомерен. Так же судебные инстанции учитывая пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации указали, что с 01.01.1999 нормы Федеральных законов о федеральном бюджете на 1999-2001 годы в части установления коэффициентов к ставке налога на землю не подлежат применению, поскольку не вступили в законную силу нормы законодательства о налогах и сборах, сделав вывод о не применении повышающих коэффициентов по земельному налогу как в том налоговом периоде, на который они установлены, так и в следующем.
В кассационной жалобе ОАО "Концерн Кузбассшахтострой" указывает на нарушение судом норм материального права при вынесении судебных решений, а так же, что выводы суда основаны на неверном толковании нормативных актов и применен нормативный акт, не подлежащий применению. Не согласен с выводом суда о переоценке незавершенного строительства, начиная с 01.01.1999, так как этот вывод не может быть связан с нарушением сроков переоценки имущества, кроме того полагает, что незавершенное строительство отражается по бухгалтерскому счету "Капитальные вложения", а так как правительственное регулирование относилось только к основным фондам, числящимся на бухгалтерском счете "Основные средства", то "правительственный режим" переоценки имущества на незавершенное строительство не распространяется. Указывает, что нарушения бухгалтерского учета при переоценке не допускал, правомерность своих действий подтверждает ссылкой на письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288@. Считает, что приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389, которым судебные инстанции руководствовались при принятии решений, не относится к законодательству о налогах и сборах, кроме того не должен был учитываться как не вступивший в законную силу.
Просит отменить решение Арбитражного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении налога на имущество в сумме 1 270 498 рублей, соответствующих пени в размере 319 319 рублей 20 копеек и штрафных санкций в размере 391 051 рубля 80 копеек, и принять новое решение об удовлетворении требований истца.
В кассационной жалобе налоговая инспекция считает, что решения судебных инстанции вынесены с нарушением норм материального права. Указывает, что при формировании бюджета страны принимается ставка земельного налога, равная средней ставке с учетом коэффициентов предыдущих периодов. Полагает, что повышающий коэффициент ставки земельного налога не является составного элемента налоговой ставки, а поэтому к нормам устанавливающим такие коэффициенты не могут применятся положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая что сами Законы о бюджете Российской Федерации относятся к бюджетному законодательству и вступают в законную силу со дня их опубликования. Просит изменить принятые по делу решения и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Концерн Кузбассшахтострой" налоговая инспекция указывает, что налогоплательщиком, в нарушении требования письма Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 22.09.1998 N ВГ-1-23/3747 "О порядке применения нормативных документов по амортизационной политике и переоценке основных фондов в 1998 году", была проведена в 1 квартале 1999 года переоценка объектов, незавершенных строительством, по состоянию на 01.01.1998, а отражена во 2 квартале 1999 года. Кроме того указывает, что незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерской отчетности по фактическим затратам, тогда как ОАО "Концерн Кузбассшахтострой" полностью списал объекты, не завершенные строительством.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции ОАО "Концерн Кузбассшахтострой" полагает, что включение в налоговую базу объектов незавершенных строительством, Законом "О налоге на имущество предприятий" не предусмотрено. Считает, что Закон о бюджете, в части касающейся ставки налога на землю, вступает в силу по правилам пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя поддержал в судебном заседании доводы изложенные в кассационной жалобе и отзыва на кассационную жалобу налогового органа.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению частично, а кассационную жалобу ОАО "Концерн Кузбассшахтострой" без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Концерн Кузбассшахтострой" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.1999 по 31.12.2001, в ходе которой выявлены налоговые правонарушения, выразившиеся в неуплате (неполной уплате) налога на имущество в сумме 1 274 345 рублей, налога на землю в размере 7 993 рублей 26 копеек, непредставлении налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговых деклараций. По результатам проверки составлен акт от 13.09.2002 N 147, на основании которого принято решение от 11.10.2002 N 539 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по статьям 122 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а так же предложено уплатить различные налоги в общей сумме 1 495 079 рублей 26 копеек. Не согласие налогоплательщика с принятым решением в части начисления налога на имущество, на землю и соответствующих размеров пени и штрафных санкций послужило поводом для его обращения в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций о правомерности доначисления налоговой инспекции сумм налога на имущество предприятия, в виду занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы.
Доводы, приводимые заявителем в кассационной жалобе, ранее рассматривались судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Ссылка заявителя на применение судом акта не подлежащим применению не принимается судом кассационной инстанцией, так как Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389 зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации и опубликован в "Российской газете" от 23.12.2000.
Удовлетворяя требования заявителя в части земельного налога суд не учел, что, на основании статьей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" и пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяются перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемыми нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.1999 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.1999 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1, 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога за землю за 1999-2001 в размере 5 407 рублей 21 копеек не соответствующим нормам материального права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 21.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-874/2003-6 в части признания недействительным решения Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово от 11.10.2002 N 539 в части доначисления налога на землю за 1999-2001 года в размере 5 407 рублей 21 копейки отменить. В этой части принять новый судебный акт. В удовлетворении требований в этой части отказать. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемыми нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
...
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 августа 2003 г. N Ф04/3853-1225(1226)/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании