Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 августа 2003 г. N Ф04/3863-1258/А27-2003
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Аквилон" (далее - ЗАО "Аквилон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция) N 753 от 26.12.2002.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушение Инспекцией при принятии решения нормы, закрепленной в п. 1 разделе I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491, согласно которой в состав выручки страховщика, размер которой учитывается при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, не включаются страховые выплаты, отчисления в страховые резервы и страховые взносы по договорам, переданным в перестрахование.
Решением арбитражного суда от 27.03.2003 (судья П.) решение Инспекции от 26.12.2002 N 753 признано недействительным.
Арбитражный суд пришел к выводу, что образованный ЗАО "Аквилон" резерв для финансирования предупредительных мероприятий относится к страховому резерву, и поэтому денежные средства его составляющие не включаются в выручку.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2003 (судьи: С., Ш., В.) решение от 27.03.2003 оставлено без изменения.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенные по делу судебные акты, поскольку судом не учтено, что созданный ЗАО "Аквилон" резерв предупредительных мероприятий по своей экономической сути не является страховым резервом, так как не имеет отношение к страховым обязательствам страховщика.
ЗАО "Аквилон" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения принятое арбитражным судом решение.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность принятых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, во время проведения выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что ЗАО "Аквилон" произведена неполная уплата налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год в размере 8 595 рублей, за 2001 год - 6 769 рублей и неполная уплата на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 2000 год - 4 297 рублей. Недоимка по налогам возникла по причине занижения выручки страховщика, исчисленной для налогооблагаемой базы, путем неправомерного исключения из нее суммы отчислений в резерв предупредительных мероприятий.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 11.12.2002 N 1797 заместителем руководителя Инспекции вынесено решение N 753 от 26.12.2002 о привлечении ЗАО "Аквилон" к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде штрафа в размере 3 932 рублей. ЗАО "Аквилон" предложено уплатить недоимку по налогам в размере 19 661 рубль: в том числе по налогу на пользователей автомобильных дорог - 15 364 рублей, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 4 297 рублей и пени за несвоевременную уплату налогов - 8 811 рублей.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1 (в редакции от 04.05.1999 N 95-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В 2000 году ставка по данному налогу составляла 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), в 2001 году - 1% от выручки.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы согласно п. ч ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1 относится к местным налогам. Основные элементы данного налога закреплены в решении Кемеровского Городского Совета народных депутатов (Малый Совет) о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" от 13.04.1993 N 461 (в редакции от 26.05.2000) (далее - Решение N 461).
Согласно п. 3.1. Решения N 461 объектом обложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
В соответствии с п. 3.3. Решения N 461 порядок определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы для страховых организаций аналогичен порядку определения налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог, установленному Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.1995 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающие в дорожные фонды".
Пункт 33.2. вышеуказанной Инструкции содержит отсылочную норму в соответствии с которой страховые организации уплачивают налог от выручки, полученной от реализации услуг. Под суммой реализуемых услуг понимается сумма, полученная от реализации страховых услуг и определенная в соответствии с п.п. 1, 2 раздела 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 21.12 указанной Инструкции
Выручка страховщика формируется за счет поступления страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений и страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование.
Страховщик согласно п. 1 ст. 26 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 N 4015-1 (в редакции от 20.11.1999 N 204-ФЗ) для обеспечения выполнения принятых страховых обязательства образует из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности, а также резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.
Исходя из вышеизложенных норм права, арбитражным судом первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод об обоснованности исключения ЗАО "Аквилон" из выручки отчислений в страховой резерв предупредительных мероприятий.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.06.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1542/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2003 г. N Ф04/3863-1258/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании